Учёные объяснили причину случайных видений

Учёные объяснили причину случайных видений

Мы часто говорим, что нам что-то послышалось или мы увидели что-то, чего на самом деле нет. Кому-то показалось, что его окликнули по имени, а Ёжику в тумане, например, мерещился слон. Такие случаи нельзя назвать галлюцинациями – у каждого «видения» есть некий сенсорный повод, то есть мы действительно что-то видим и слышим.

Нейробиологи из Университета Джонса Хопкинса попробовали узнать, что происходит в нервной системе при подобных недо- или переинтерпретациях ощущений. Здесь важно отметить, что казаться нам что-то начинает тогда, когда внешний стимул очень слаб, находится на грани различимости: то ли есть какой-то силуэт в тумане, то ли нет, то ли есть какой-то запах вокруг, то ли нет.

Дэниэл О'Коннор и его коллеги, экспериментируя с мышами, «воспитали» животных так, чтобы они реагировали на именно едва различимый сигнал – мышь трогали за ус настолько мягко, насколько возможно, так, чтобы она чувствовала прикосновение через раз. Если же мышь всё-таки чувствовала, что до её уса (точнее, вибрисса), дотронулись, она получала награду. От животных нельзя напрямую узнать, что им показалось, а что нет, но это можно понять косвенным образом – если мыши что-то казалось, она шла за наградой.

Затем оставалось только следить за активностью нейронов в мозге животных. Получателем осязательных сигналов служит первичная соматосенсорная кора, и вот, проанализировав активность нескольких сотен нервных клеток, авторы работы обнаружили, что тогда, когда мышь что-то чувствует и идёт за наградой, активность осязательных нейронов в коре оказывается выше, чем когда до уса дотронулись, но мышь всё-таки ничего не почувствовала. Стимул по силе, длительности и т.д. был один и тот же, но поведение животных отличалось, и реакция нейронов в коре была тоже разной.

И если здесь участвуют области мозга, имеющие дело с памятью, то понятно, откуда берутся те или иные формы, которые нам, скажем, чудятся в тумане: их подсказывает наш опыт, психологическое состояние, и т. д. Психологи, наверно, догадывались о том и раньше, но теперь нам стала известна нейробиологическая подоплёка происходящего – хотя, конечно, хотелось бы убедиться, что точно такой же нейронный механизм усиления работает и у приматов.

По материалам "Наука и жизнь".

Информационное агентство "Росмедиаконсалтинг"
Заметили ошибку? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
1 комментарий
Ёжик
13.12.2015
надо просто смотреть какие грибы ешь
Написать комментарий

Читайте также