16 +

Машиностроители Зауралья помогли КГУ выиграть конкурс «Кадры для регионов»

Машиностроители Зауралья помогли КГУ выиграть конкурс «Кадры для регионов»

«Я посчитала, сколько в этом году прошло различных совещаний, касающихся проблемы инженерных кадров, на самых высоких уровнях - Правительства Курганской области, Департаментов промышленности, экономического развития, общественной палаты, - около десяти. Практически раз в месяц», - начала разговор Марина Вадимовна Давыдова, заведующая кафедрой «Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты» Курганского государственного университета.

 

К началу 2000-го года ситуация на рынке труда стала меняться кардинально – отечественное производство почувствовало себя ущербным из-за недостатка квалифицированных кадров. Окончательно же сформировался спрос на инженерные специальности в сфере производства и технического обслуживания еще до кризиса конца 2008 года, а в настоящее время на рынке труда образовался явный дефицит.

Инструментов решения кадровых вопросов пока не много. Не панацея, но все же, федеральные целевые программы и конкурсы, организованные государством, вносят значительный вклад в развитие технических специальностей.

Так Курганский государственный университет победил в конкурсе Министерства образования и науки РФ «Кадры для регионов». Цель конкурса, как сообщают организаторы, предоставление поддержки для реализации проектов по подготовке высококвалифицированных специалистов для региональных предприятий и организаций.

Таких специалистов готовят в Кургане в нескольких вузах, но именно проект «Инженерные кадры Зауралья» КГУ оценили эксперты конкурса. Всего было представлено 35 проектов вузов из 24 субъектов России. По итогам второго тура курганский университет вошел в список 14 вузов – победителей конкурса.

В проекте «Инженерные кадры Зауралья» представлены пять образовательных программам: «Автоматизация технологических процессов и производств», «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств» (Профиль «Технология машиностроения»), «Машиностроение» (Профиль «Оборудование и технология сварочного производства»), «Транспортные средства специального назначения» (специализация «Военные гусеничные и колесные машины»), «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов».

Проект рассчитан на три года, с 2013 по 2015, и предусматривает государственное субсидирование, но при условии софинансирования региональными предприятиями и организациями не менее 20% государственной субсидии. В течение двух первых лет вуз будет получать до 50 миллионов рублей в год.

О том, что нового было включено в проект, кто поддержал технические факультеты, и на что предположительно будут потрачены обещанные средства, мы поговорили с заведующей кафедрой «Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты» кандидатом технических наук, доцентом Мариной Вадимовной Давыдовой и кандидатом технических наук, доцентом Андреем Михайловичем Михалёвым.

- Андрей Михайлович, расскажите, подробнее об участие в конкурсе «Кадры для регионов», в чем особенности предложенного проекта, представленного в конкурсной заявке?

- Конкурсная заявка от КГУ подавалась по пяти образовательным программам, от нашей кафедры «Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты» и кафедры «Технология и автоматизация сварочного производства», был представлен совместный проект для двух из них - образовательных программ в области машиностроения и материалообработки «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств» (Профиль «Технология машиностроения»), «Машиностроение» (Профиль «Оборудование и технология сварочного производства»).

В нашем совместном проекте представлено три ключевых направления работ в области обеспечения потребности региона кадрами для машиностроения и материалообработки.

Первое направление, которое заложено в конкурсной заявке, это взаимодействие университета и работодателей. Мы считаем, что университету и работодателям необходимо совместно формировать нужные профессиональные компетенции. У нас есть планы привлекать сотрудников предприятий для преподавания в университете. Два года назад, мы провели эксперимент, который показал хорошие результаты. Пригласили директора инжиниринговой фирмы посетить школу и рассказать детям о своей работе и о реальных потребностях в кадрах. Одно дело, когда школьники слышат наставления от родителей, обещания в приемной комиссии, другое – когда конкретный солидный человек рассказывает о перспективах в его компании. И знаете, дети гораздо охотнее поверили этому бизнесмену, который вполне предметно объяснил, что ему нужны специалисты, которым он будет платить хорошие деньги и давать перспективные проекты. Набор в этот год был хорошим.

- Почему тогда не продолжили применять такой успешный опыт привлечения абитуриентов?

- Времени не хватает, и у нас и у бизнесменов. Но мы пробуем и другие методы, например, лично беседуем со школьниками и родителями, которые проявляют интерес к инженерным специальностям. И это тоже работает.

Еще наша кафедра заложила в проект создание образовательного портала «КГУ 360 +». Идея такая: любой школьник может зайти на сайт, который выглядит в виде трехмерной графической игры, оказавшись в стенах университета. Посетитель может пройти по коридорам, зайти в лаборатории, на кафедры, посмотреть, как проходят защиты дипломных проектов. Школьник сможет совершить виртуальное путешествие по предприятиям области. Своими глазами увидеть, что инженер конструктор, инженер-технолог – это не тот, кто стоит за кульманом, как в советском фильме, а человек, который проектирует на современном оборудовании, сидя за компьютером.

Но для того, чтобы показывать лаборатории, необходимо закупить новое современное оборудование. Соответственно еще одно направление, которое мы включили в заявку – это обновление материально-технической базы. Не секрет, что порядка 30 лет в вузе серьезно не обновлялось оборудование. В свое время, в 80х, когда КМЗ активно набирало обороты, технологический факультет был снабжен последними достижениями. Сейчас получается так, что на заводах оборудование современнее, чем в вузе, соответственно обучаясь на старом оборудовании, приходя на завод им нужно переучиваться и постигать все заново. И сейчас благодаря программе «Кадры для регионов», я думаю, мы сможем значительно поднять уровень оснащения кафедры и даже догнать центральные университеты страны.

-Марина Вадимовна, ключевым условием конкурса было софинансирование проекта предприятиями и организациями на уровне 20% от средств предоставляемой поддержки. Какие предприятия помогли проекту «Инженерные кадры Зауралья»?

- Проект двух кафедр был поддержан Департаментом промышленности, транспорта, связи и энергетики Курганской области и практически всеми крупными предприятиями области, Курганским региональным отделением «Союз машиностроителей России» и «Союз промышленников и предпринимателей». Всего по образовательным программам софинансирование проекта составило 39,96 млн. рублей. Можно сказать, что работодатели «проголосовали рублем» за приоритетные для себя образовательные программы. Предприятия области, в основном это заводы, которые трудоустраивают наших выпускников, подписали гарантийные письма. К примеру, КМЗ подписал гарантийное письмо на 4,5млн рублей, обязуясь предоставить площади, которые будут переданы вузу с баланса предприятия. Корвет подписал гарантийное письмо на 300 тыс., обещая каждый год снабжать продукцией металлопроката, заготовками для обеспечения лабораторных работ. Фирма «НПФ «ЭКСИ», изготавливающая абразивный инструмент, передает на 350 тыс. своей продукции, инструмента, плюс на 150 тысяч приборов, для открытия в вузе лаборатории абразивной обработки. Большой вклад внесла фирма «ДМГ Руссланд», которая подписала с нами гарантийное письмо о том, что они продадут нам современные металлорежущие станки стоимостью в 28 млн рублей за 13 млн рублей.

Некоторые предприятия до сих пор откликаются на наше предложение, например, «Курганстальмост» выделяет свой класс со сварочным оборудованием, в котором можно будет проводить лабораторные и практические занятия. Также они готовы передать расходные материалы кафедре «Технология и автоматизация сварочного производства». Очень приятно, что работодатели показали свою заинтересованность в наших кадрах, решили, что специальность им важна и помогли практически переоснастить кафедру.

С совместной помощью мы планируем создать восемь новых учебных лабораторий: «Высокопроизводительные обрабатывающие системы», «Программное обеспечение систем ЧПУ», «Инструментальные системы», «Алмазно-абразивная обработка» и другие.

- Повлияли ли такие серьезные изменения на количество поступивших на Технологический факультет в этом году?

- Мы уже пять лет не были в отпуске. Каждый год проводим огромную работу, чтобы заинтересовать, убедить ребят остаться и учиться у нас. Обзваниваем школьников, которые хотели бы поступить на нашу специальность, приглашаем на беседу и, знаете, многие остаются. Мы с Андреем Михайловичем встретились с 35 абитуриентами и ждем хороший первый курс. Сейчас у нас третий курс, на котором практически нет ни одного троечника, почти все отличники. И это показательно – студентам становится интересно учиться.

За последние 2 года на кафедру в аспирантуру пришло много молодежи, которые уже сами ведут занятия. Из этих молодых, целеустремлённых ребят мы создали инжиниринговый центр, в котором уже есть 15 лицензированных программных продуктов. Идея этого центра во взаимодействии с заводами. Мы готовы принимать от предприятий различные заказы, которые будут выполняться «группой быстрого реагирования» непосредственно в нашем центре. Тем самым завод не тратит время на переподготовку своих кадров, а просто отдает эту работу нашему центру.

Наши аспиранты ведут занятия не только у студентов, но и в Центре молодежного творчества. Они ближе к школьникам, поколение более дерзких и смелых идей. В этом году в Центре ребята спроектировали 3D модель солнечной системы, одна из школьниц, Алина Бардина, создала с помощью 3D моделирования шахматы, мы даже собираемся напечатать их на 3D принтере.

Сегодня подходы к подготовке специалиста кардинально изменились, мы работаем с ребятами со школьной скамьи, приглашая их в Центр, чтобы заинтересовать их выбором инженерных специальностей и поступлением в наш университет. А потом готовим к работе на предприятиях совместно с работодателями, чтобы студенты сразу видели свои перспективы и возможности.

Дарья Кондратенко

30.09.2013

Комментарии

Юнга 30.09.2013 03:56

вот про 360+: лучше бы им не заходить во все аудитории всех корпусов, особенно так называемого "подъезда" у филологов. сразу отобьет желание у абитуры поступать, хотя на деле вполне нормально оказалось учиться в "подъезде".

Оставить комментарий