После роста нефтяных цен экспортный паритет разогнал российские цены на топливо. Премиальный внутренний рынок уже вынудил российских производителей снизить поставки за рубеж.
«Известия» пишут, что из-за увеличения внутренних поставок цены на моторное топливо в скором времени скорректируются.
По данным информационно-аналитического центра (ИАЦ) «Кортес», за прошедшую неделю розничные цены на бензин в России выросли в среднем на 8 копеек. Аи-92 и Аи-95 поднялись до 34,78 рубля и 37,64 рубля за литр соответственно. За данный период наибольшее подорожание бензина марки Аи-92 зафиксировано в Центральном федеральном округе — на 11 копеек, до 34,15 рубля за литр.
Средние биржевые цены на Аи-92 составили 40,324 тыс. рубля за 1 т, что на 170 рублей выше, чем неделей ранее. Средние оптовые цены на Аи-92 выросли на 64 рубля — до 40,569 тыс. рубля за тонну.
Литр бензина марки Аи-95 также сильнее всего подорожал в Центральном федеральном округе — на 11 копеек, до 37,13 рубля. Средние биржевые цены на Аи-95 составили 42,599 тыс. рубля за тонну, что на 311 рублей больше, чем неделей ранее. Средние оптовые цены выросли на 308 рублей — до 42,190 тыс. рублей за тонну.
В начале июня на растущей нефти на западных площадках стали расти цены на нефтепродукты. Это заставило российских производителей увеличить экспорт. Как отмечают эксперты агентства «Аналитика товарных рынков», на прошедшем 15 июня в Федеральной антимонопольной службе (ФАС) России заседании Биржевого комитета детально обсуждалась ситуация с производством автобензина и его отгрузками на внутренний рынок и на экспорт.
У представителя ФАС России возникли вопросы к нефтяным компаниям из-за отставания производства и отгрузки на внутренний рынок автобензина четвертого и пятого классов от плана, а также из-за роста объемов экспорта «классового» бензина в июне 2016 года по сравнению с таким же периодом прошлого года. Кроме того, ФАС запросила объяснения у двух нефтяных компаний относительно экономической целесообразности экспорта собственного автобензина и закупки стороннего ресурса на биржевых торгах.
Увеличение экспорта, в свою очередь, спровоцировало рост цен на российском рынке. Именно они и стали мотором повышения биржевых индексов на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ), в первую очередь на экспортные товары — дизельное топливо, авиакеросин и мазут.
По словам генерального директора агентства «Аналитика товарных рынков» Михаила Турукалова, ситуация, когда экспортные цены ниже внутренних, не нова.
— Такое происходит достаточно часто. Рост цен на нефтепродукты в Европе подтолкнул стоимость российских моторных топлив, однако потом цены на нефть упали и в Европе стоимость нефтепродуктов стала снижаться быстрее, чем в России. Если внутренний рынок будет устойчиво премиальным, нефтяные компании могут увеличить предложение июльских партий бензина и дизтоплива на рынке России. Это, в свою очередь, будет препятствовать дальнейшему удорожанию товара на внутреннем рынке, — пояснил он.
К тому же, как отмечают аналитики биржи, в связи с повышением экспортной пошлины на дизель с 1 июля на $6,1 за 1 т, до $38,30, и совпавшим по времени снижением нефтяных котировок премия рынка вырастет до 1,5–2 тыс. рублей за тонну, что вполне достаточно для удерживания товара на внутреннем рынке.
Напомним, что пошлина также вырастет и на светлые нефтепродукты на $5,8, до $32,2 за тонну, на темные — $11,9, до $66. А на экспорт товарного бензина повысится на $8,9, до $49,1 за тонну.