Энерготарифы или когда в Зауралье будет жить хорошо?

Энерготарифы или когда в Зауралье будет жить хорошо?

Главным препятствием для развития бизнеса предприниматели любого района Курганской области хором называют высокие энерготарифы. Почему у соседей свет дешевле и как уравнять условия - своими размышлениями с информационно-деловым порталом «Область 45» поделился исполнительный директор курганского РСПП Алексей Симанов.

- Губернатор Курганской области Алексей Геннадьевич Кокорин, будучи еще и.о. губернатора, на 1-й встрече с Президентом Р.Ф. Владимиром Владимировичем Путиным в августе 2014 года обратился с просьбой разобраться с тарифами на электроэнергию в регионе, т. к. они практически в 2 раза превышают уровень тарифов у населения, коммерческих предприятий и бюджетных организаций соседних Тюменской, Свердловской и Челябинской областей.
После этого Президент дал поручение Правительству разобраться с тарифами на электроэнергию в регионе. До сегодняшнего дня решения по снижению тарифной нагрузки на население и коммерческие и бюджетные предприятия не найдено. Озвучивался ряд предложений, но ни по одному из них решений не принято, а тарифы как росли, так и продолжают расти в 2015 и 2016 годах, сохраняя разрыв с соседями, существовавший на момент обращения губернатора региона к Президенту.
Какова же стоимость вопроса? Ее озвучил в недавнем интервью первый замдиректора департамента промышленности Сергей Геннадьевич Горбачев: это 20%-е снижение существующего уровня тарифа.
Что это означает для покупателей
По факту, в 2015-м году предприятия, бюджет и население области потребили 4,4 млрд квт/час электроэнергии при средней цене киловатта по полному кругу потребителей 5,76 руб. квт/час.
Бюджеты всех уровней заплатили за использованную энергию - 1, 875 млрд рублей , 20%-я переплата - это 375,1 млн руб.
Коммерческие предприятия ЖКХ, промышленности, сельхозпотребители, строительство, транспорт и прочие заплатили за использованную энергию – 18,5 млрд рублей (переплата 20% - это 3,7 млрд рублей).
3,7 млрд рублей - это недополученная прибыль коммерческих предприятий, с которой бы они заплатили в региональный бюджет налог на прибыль в размере 665 млн рублей и оставили бы себе на инвестиции 3 млрд рублей, а это 10% от годового размера инвестиций в региональную экономику!
Потери за 2015 год из-за нерешения вопроса по тарифам:
- потери консолидированного бюджета региона – 1,041 млрд рублей,
- потери инвестиций коммерческими предприятиями региона 3 млрд руб.
Суммы потерь значительны. Чем они вызваны? Неверными решениями по механизмам возврата инвестиций при реализации инвестпроекта по строительству ТЭЦ-2.
Согласно нормативным документам Правительства России возврат инвестиций вновь построенным объектам генерации без резкого повышения тарифов в региональной энергосети предусмотрен через договоры о предоставлении мощности. Но они не могут быть заключены с любым инвестором, которому взбрело в голову построить электрогенерацию в регионе. Эти договоры могут заключаться только в отношении тех строящихся электростанций:
- которые решили возвести генерирующие компании оптового рынка, созданные в результате реорганизации дочерних и зависимых акционерных обществ РАО ЕЭС России,
- необходимость строительства которых, в регионе определена утвержденной Правительством РФ «Генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики».
Инвестор ТЭЦ-2 ООО «Интертехэлектро-Новая генерация» не соответствовал ни одному из этих требований, и поэтому договор о предоставлении мощности с ним не был заключен. По конкурсному отбору мощности он не смог войти в число поставщиков энергии на оптовый рынок из-за очень высокой цены на вырабатываемую на станции электроэнергии, т. к. себестоимость была перегружена обязательствами по возврату привлеченных инвестиций банкам, кредитовавшим инвестора.
Результат - над инвестором нависла угроза банкротства из-за невозможности расчета с банками.
И тут происходит невероятное – правительство региона обращается в комиссию Дворковича о предоставлении вновь введенному высокоэффективному объекту генерации ТЭЦ-2 статуса объекта вынужденной генерации для обеспечения надежности обеспечения теплом, имея уже на момент обращения заключение ОАО «Научно исследовательский институт по передаче электроэнергии постоянным током высокого напряжения» (ОАО «НИИПТ») о нецелесообразности возведения дополнительного объекта генерации тепла, т.к. это приведет к недогрузу существующего поставщика тепла ТЭЦ-1 и вновь вводимого объекта, что разрушит экономику обеих объектов генерации и заставит их работать оба в режиме вынужденной генерации, что приведет к росту тарифов в регионе.
Это и произошло, со второго полугодия 2013 года ТЭЦ-2 работает в вынужденном режиме по теплообеспечению и с 01.01.2014 в такой же режим входит и ТЭЦ-1, т.к. из-за сжатия выручки, получаемой от продажи тепла, ее экономика тоже не уложилась в цены КОМ. Это и есть причина завышенных тарифов в регионе.
Что необходимо сделать для исправления ситуации по запредельным тарифам
Т.к. в 2013 году «Генеральная схема откорректирована Правительством РФ, и ООО « Интертехэлектро-Новая генерация» получило статус генерирующей компании оптового рынка необходимо заключить по ТЭЦ-2 договор о предоставлении мощности с 01.01. 2017 г. Это позволит ТЭЦ-2 выйти из режима вынужденной генерации и не оказывать влияние на чрезмерное завышение тарифа.
Минимизировать объем продаваемой энергии на оптовый рынок с ТЭЦ-1 через оптимизацию объема тепла, нужного для отопления города с учетом работы 2-х генераторов, обеспечив ТЭЦ-2 максимальную загрузку по теплу. Это позволит снизить объем закупаемой с оптового рынка дорогой энергии ТЭЦ-1, но т. к. ее объем значительно уменьшится в общей массе закупаемой с опта энергии, это в совокупности с реализацией пункта 1, даст искомую экономию в 20%, и, вполне возможно, и значительно больше. 
Это надо считать теплотехникам, я думаю, департамент промышленности и энергетики найдут специалистов для расчета и приведут после этого ситуацию в порядок. Если этого не сделать, потери бюджета и коммерческих предприятий с каждым годом будут расти, т.к. распоряжение правительства РФ по работе ТЭЦ 1 в вынужденном режиме с подачи правительства области уже подписано на 2017-19 г.г. Предпринимаемая сейчас попытка переложить наши издержки по тарифам на соседей, успеха иметь не будет, уж сильно явно видны причины, приведшие тарифы в регионе к такому состоянию.
Информационное агентство "Росмедиаконсалтинг". Фото Анны Макаровой
Заметили ошибку? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
6 комментариев
Юрий Мишкинский
21.10.2016
Алексей Симанов видимо единственный человек в Курганской области, который разобрался в хитросплетениях высоких энерготарифов в Курганской области и который реально предлагает пути выхода из этой ситуации.А правительство Курганской области явно пошло не тем путем судя по этой информации.Надо приходить к единому знаменателю, а не жить прожектами, которые ведут в никуда.
я
12.12.2016
как же все сложно. простому человеку и не разобраться
сергей
27.02.2017
эту схему построил Богомолов и сейчас еще вставляет палки в колеса.Пока ЕДРОСЫ у власти так и будем чахнуть
Проходящий
30.03.2017
Симанов, будучи в свое время директором Департамента промышленности Курганской области, начинал и курировал строительство ТЭЦ-2, а теперь ему эта ТЭЦ не нравится. Так когда Симанов был искренен: раньше когда строил ТЭЦ или сегодня когда ее построили?
олег
27.05.2017
чиновников сократить
Житель
02.07.2017
Самое главное стоимость злектроэнергии снизить.Симонов не останавливайся.
Написать комментарий

Читайте также