16 +

Ларьки «в сухом законе». Как в Кургане выживает ларечный бизнес

Ларьки «в сухом законе». Как в Кургане выживает ларечный бизнес

Вот уже почти год в России существует запрет на продажу пива в нестационарных торговых объектах – киосках и павильонах. Напитки, изготовленные на основе пива, тоже попали под запрет. Еще на стадии обсуждения законопроекта, ларькам пророчили смерть. Однако в Кургане они никуда не исчезли. Кто сменил ИП – держателей пивных киосков, и чем теперь торгуют ларечники, чтобы удержаться на плаву, читайте в материале бизнес-портала «Область 45». 

То, что киоски жили за счет продаж пива, не было секретом ни для кого. В абсолютных цифрах по России  - около 70% выручки предприниматели-ларечники получали именно от продаж пенного напитка. Однако в 2011 году был принят закон о запрете продажи пива в нестационарных объектах торговли. Владельцам киосков дали время сориентироваться в ситуации: начало действия закона отложили до 1 января 2013 года. Сторонники запрета предлагали  владельцам киосков переключиться на продажу хлеба, овощей и фруктов. При этом они признавали, что доходы от такой торговли не могут быть  сравнимы с прибылью от алкоголя. Но полагали, что с принятием документа выбора у ИП не останется, и они будут вынуждены торговать продуктами, не угрожающими здоровью нации.

Расчеты оправдались не во всем. Многие предприниматели  все же «заморозили» торговлю, некоторые избавились от ставшего  убыточным бизнеса.

В поисках пропавших ИП

Предпринимателей, которые попали под действие закона и не смогли или не захотели воспользоваться советами властей, найти оказалось сложно. У них уже идет другая жизнь.

Из тех, что остались, не все поменяли профиль, некоторые просто убрали из ассортимента пиво и напитки на его основе.

Продавец одного из таких киосков Мария открыла секрет «выживания» - это круглосуточный режим работы:

- Ночью супермаркеты закрыты, и покупатели бегут к нам, - рассказала она.

На прилавке все: от шоколадок и кофе «3 в 1» до макарон. Только хлеба нет: соседний киоск куплен одним из городских хлебокомбинатов.

Еще один ход был придуман курганскими ларечниками – на месте нестационарных объектов выросли постоянные торговые точки. 

Современные достижения в строительстве позволяют оперативно отстроить небольшой одноэтажный магазин с фундаментом и подключением ко всем необходимым сетям. В таком магазине на прилавках стоит пиво, а закон соблюден. Вопрос строительства упирается  лишь в деньги. Нужные суммы оказались не у всех.

В киосках уже новые владельцы торгуют фруктами и цветами. Часть ларьков  - заняли микрофинансовые организации, представители мобильных операторов, хлебокомбинаты и кафе-пятиминутки.

Молодой предприниматель Станислав купил киоск по объявлению. На этом его общение с бывшим владельцем закончилось. По профессии повар, Станислав переоборудовал торговый объект в небольшое кафе, где стал торговать свежим хлебом, горячими обедами и другими продуктами питания. Место для бизнеса предприниматель считает очень удачным – соседство с двумя заводами и автомастерской сразу помогло найти «своего клиента».

Да и неизбалованные жители промышленного района были приятно удивлены, увидев кафе вместо киоска. Раньше, рассказывают местные жители, там продавали продукты, причем не первой свежести. Соки и пирожки были порой просрочены, место торговли пропахло сигаретным дымом – продавцы курили «не отходя от кассы».  У нового владельца в киоске чистота, порядок, там можно приобрести недорогой горячий обед.

Несмотря на успех своего бизнеса, Станислав, рассуждая о введении запрета на продажу пива, отзывается о законе как о малоэффективном:

«Ну и что, что мы не продаем пиво. Магазины ведь продают. Кому надо, тот найдет, где купить».

«Тетенька, продайте!»

За подтверждением слов Станислава долго бегать не пришлось.

Небольшие стационарные  магазины продолжают торговать алкоголем и пивом. В одной из таких торговых точек на окраине города автор материала застала «картину маслом»: подростки под вечер уговаривали продавца отпустить им несколько бутылок пива без предъявления паспорта. Продавец отказалась – себе дороже.

«Проблемный контингент», рассказала она позднее, переместился именно в такие небольшие магазины. И нет гарантии, что подростки везде получают отказ.

В супермаркетах на дешевое пиво всегда повышенный спрос. Напиток берут по несколько литров на человека, с запасом. Может, народ не стал меньше пить, а просто покупает в других местах?

Мнение курганцев на этот счет неоднозначно:

Пользователь интернета под ником DiaTel [1.1K] считает закон о запрете повсеместной продажи пива нарушением конкуренции: «Запретив одним, разрешили другим. И где тут «свободная конкуренция»? От этого запрета реально повысят свой доход сети супермаркетов - и только. С алкоголизмом населения бороться надо иными средствами».

Жительница Кургана Марина Доможирова поддерживает закон и отмечает, что реализуется он успешно: «Нечего пивом на каждом углу торговать, - считает она. - В супермаркет за алкоголем пойдет не каждый, а в киоске купит любой. Тем более, в большой магазин пустят не каждого, там ведь охрана».

Станислав Бессонов, член областного совета при Правительстве области по развитию малого и среднего бизнеса, утверждает, что закон реализуется вполне успешно:

 

11.12.2013
Евгения Шипицына

Оставить комментарий