16 +

Молочное противостояние. Белоруссия и Россия.

Молочное противостояние. Белоруссия и Россия.

 Отечественных производителей вытесняют с рынка иностранцы, и правительство решает, что делать: срочно усилить господдержку фермеров или запретить Белоруссии поддерживать своих.

 Молочные продукты в России дорожают, их полочная стоимость в 2012 году выросла в среднем примерно на 10%, но это далеко не предел: цена на сырье взлетела гораздо выше. Все из-за подорожания кормов, утверждает Андрей Даниленко, председатель правления Национального союза производителей молока («Союзмолоко»).

"Рост стоимости сырья за весь прошлый год составил около 20%, а сегодняшняя цена на сырое молоко выше, чем в аналогичный период 2013-го, уже на 35%",— рассказывает Марина Балабанова, представитель Danone.

А вот резко поднять цену на продукт не позволяют правила рынка. Скачок цен не будет принят ни торговлей, ни потребителями.
«Если раньше, отмечает Андрей Даниленко, производители сырого молока работали себе в убыток, а переработчики — с прибылью, то повышение цен сбалансировало ситуацию, но вовсе не по-хорошему. Теперь на грани рентабельности и производители, и переработчики». «Долго так продолжаться не может. Рано или поздно либо переработчики откажутся от производства таких продуктов, либо цена на полке придет в соответствие с ростом стоимости сырья".

Рост цен сдерживается и импортерами, поставляющими дешевое молоко. Российские молочники, не имея возможности дешево производить и дорого продавать сырье, сворачивают производство: в 2013 году они отдали в переработку 13,5 млн тонн против 12,5 млн тонн годом ранее. Импорт молочного продукта вырос до 11 млн тонн в пересчете на молоко, за два года прибавив 2 млн тонн. Из них более 4 млн тонн поставляют соседи по Таможенному союзу — белорусы.
Большую часть произведенного молока белорусы продают в Россию, а цены, которые Минск устанавливает для экспорта, выше тех, что переработчики получают на внутреннем рынке. В результате осенью в белорусских магазинах даже были перебои с "молочкой", передает «Коммерсант».

Кроме низких цен белорусские производители радуют покупателей и различными акциями. Связано это с тем, что государственные предприятия, порой, получают приказ распродать остатки в короткие сроки.
Отечественные молочники нуждаются и в государственной поддержке. Льготный кредит в России действует на 8 лет, а в той же Белоруссии – на 15. Аркадий Дворкович сообщил, что и в России, возможно, будут выдавать на 15, а не на 8 лет. "Разница между 15- и 8-летним кредитом в пересчете на литр молока может достигать 5 рублей,— отметил Андрей Даниленко.— Но проблема с этим видом поддержки в том, что она доступна малому числу предпринимателей. Лишь 10-15% молока в России производят предприятия, построенные в последние годы с нуля или недавно прошедшие полную реконструкцию, то есть модернизированные и сильно закредитованные". Логика в том, что поддержка кредитов должна подстегнуть модернизацию коровников. Однако при дефиците сырья для рынка, возможно, более актуально наращивание объемов. Кроме того, при запуске новых проектов производители не всегда прибегают к банковским займам.

Так что, возможно, сохранять позиции на рынке нашим придется путем снижения издержек, то есть качества, в том числе, переходя на сухое молоко и растительные жиры.
Импорт сухого молока из Белоруссии уже вырос за последний год на 47%. Увеличилась и доля фальсификата — не все производители пишут на этикетках о наличии добавок. Около 20% продукции не доезжают до склада – являются браком.
Такие уловки производителей можно объяснить: за последние годы покупатель привык к натуральным продуктам, он изучает информацию на этикетках, говорят переработчики. Кстати, хотя белорусских производителей тоже ловили на фальсификате, мода на натуральность им на руку.

"У многих покупателей представление о Беларуси как о Хоббитании: зеленая чистая страна с пастбищами. Там все производится по ГОСТу, что производители помечают на упаковке, и это привлекает покупателей",— рассказывает представитель подмосковного завода.
Фактически победное шествие белорусских производителей "быстрого молока" по России сдерживает только логистика. Считается, что радиус доставки свежего продукта — 500 км, как от Москвы до приграничных районов Белоруссии.


Служба информации «Область 45»

21.02.2014
Информационное агентство "Росмедиаконсалтинг"

Оставить комментарий