Необходимо включать механизм конструктивного взаимодействия власти и бизнеса

25.02.2014
Блоги
Необходимо включать механизм конструктивного взаимодействия власти и бизнеса

Развитие малого бизнеса как в Зауралье, так и в России в целом невозможно без понятных и прозрачных правил. Проблемы в отношениях бизнеса и власти можно и нужно решать за столом переговоров, высказал свое мнение Игорь Клепинин в интервью корреспонденту "УралПолит.ру". 

- Правительство России в 2013 году признало свой просчет в том, что ввело повышенные ставки страховых взносов, и предприниматели сразу ушли в тень. С 1 января 2013 года размер фиксированных страховых взносов в государственные внебюджетные фонды для индивидуальных предпринимателей, не имеющих наемных работников, увеличился в два раза – до 35 тыс. 664,6 рубля в год. Также ставка страховых взносов, которые работодатель платит с фонда оплаты труда, повысилась до 34 %. Особенно изменения ударили по малому бизнесу: у тех, кто платил налоги по УСН, страховые взносы выросли с 14 до 34 %.   Результатом стало резкое сокращение количества зарегистрированных предпринимателей. На 1 января 2012 года численность индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных в Курганской области, составляла 21 тысячу 241 человека, по состоянию на 1 января 2013 года – 20 тысяч 454 человека, а на 1 января 2014 года – 17 тысяч 666 человек (сокращение составило 16,8 %, или 3,5 тысячи предпринимателей). Что касается организаций (хозяйственных товариществ и обществ), то их число за аналогичный период сократилось на 2,5 тысячи (на 1 января 2012 года зарегистрировано 12 тысяч 896 организаций, на 1 января 2013 года – 12 тысяч 778 организаций, на 1 января 2014 года – 10 тысяч 367 организаций). Попытки сгладить негативные последствия повышения страховых взносов в государственные внебюджетные фонды для малого предпринимательства (с 1 января 2014 года вступили в силу изменения в федеральные законы «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», в соответствии с которыми размер взносов на обязательное пенсионное страхование дифференцирован в зависимости от доходов), на мой взгляд, не принесли пока действенных результатов. На сегодняшний день динамика объемов налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства за 2012–2013 годы свидетельствует о снижении объемов налоговых поступлений (динамика поступления налогов от субъектов малого и среднего предпринимательства в консолидированный бюджет Курганской области следующая: в 2012 году – 2 млрд 386 млн 800 тыс. рублей, в 2013 году – 2 млрд 348 млн 800 тыс. рублей; в бюджет города Кургана: в 2012 году – 284 млн 600 тыс. рублей, в 2013 году – 267 млн 700 тыс. рублей). Малый бизнес в Зауралье надо всячески поддерживать. Покупательная способность населения региона невысокая, плюс вырос минимальный размер штрафов. И именно этот бизнес, при том, что на региональном уровне существуют гарантийный фонд, фонд микрофинансирования, гранты и другие виды финансовой поддержки, сильно зажат. В регионе осталось два собственных банка. Остальные кредитные учреждения – филиалы или допофисы федеральной банковской сети. Для них начинающий предприниматель – никто. Они предпочитают кредитовать высокоразвитый действующий бизнес. Для того чтобы получить кредит, начинающему предпринимателю необходимо показать положительный результат работы минимум за шесть месяцев. Нужна конкретная, прозрачная банковская политика, нацеленная на поддержку начинающих предпринимателей по доступной кредитной ставке – до 12 %.   Кроме того, в структуре затрат предпринимателя сегодня львиную долю занимают тарифы на энергоресурсы. С 2009 года тарифы выросли, по моим оценкам, в 2,5 раза. Но поднять цены на свою продукцию курганские предприниматели не могут – повторю, падает покупательная способность населения.   В итоге – с учетом сложности в получении кредитов (стартовых денег для развития), высоких процентов по кредитам, совокупных затрат предпринимателей на обязательные выплаты – затраты за электроэнергию становятся непосильной ношей для начинающих предпринимателей. Они стараются экономить на всем, в том числе используя «серые» схемы зарплат, не заключая никаких договоров с работниками. Их гонят в тень, они по определению не могут выжить в таких условиях. И хотя поддержка задекларирована, предприниматели не могут ею воспользоваться в полной мере. «Деловая Россия» на федеральном и региональном уровне постоянно вносит предложения по улучшению делового климата. Бизнес при этом, например, в отношениях с чиновниками, выступает в роли просящего, а не равноправного партнера. И это неправильно. Мы вплотную подошли к задаче стать такими партнерами. Мы говорим о долгосрочных инвестициях, высокотехнологичном производстве, новых рабочих местах. Но сегодня невозможно спланировать бизнес-проект на несколько лет вперед, неизвестно, что будет в следующем году. Бизнесмен, привлекший инвестиции, должен получить возможность работать в тех условиях, на которых он получил деньги, спланировал производство так, чтобы окупить эти средства и получить прибыль. Отсутствие стимулирующих факторов, нестабильность налогового законодательства не позволяют предпринимателям эффективно планировать развитие бизнеса. А если предприниматель не получает прибыль и проект срывается, то начинается уход от налогов, задержка зарплат, увольнение работников. И здесь тоже необходимо включать механизм конструктивного взаимодействия власти и бизнеса. Бизнес, конечно, не всегда прав. Считаю, что надо садиться за стол переговоров и открыто обсуждать все, что мешает развитию. Мы создали «Деловую Россию» как конструктивного партнера государства, которого нужно слушать и слышать, договариваться. Нельзя не сказать о ситуации с рынком труда. Сегодня центры занятости стали главными конкурентами предпринимателей. Из-за вышеперечисленных причин предприниматели не могут поднимать уровень зарплаты, зато в центре занятости платят деньги людям, которые зачастую не хотят работать. Они годами стоят на бирже, отказываются от предложений работы и получают пособие, при том что многие предприятия не могут набрать необходимый штат работников. Нередки случаи, когда к нам приходят безработные и просят – вы поставьте печать и распишитесь, я не собираюсь устраиваться на работу. И такие люди получают пособие, при этом подрабатывают где-то нелегально – вот ниша для теневого заработка. И бизнес в области первым заговорил о необходимости подготовки квалифицированных кадров. Эта проблема начинается со школы и существует по всей образовательной пирамиде. Можно рассмотреть ситуацию с кадровым потенциалом Курганской области на примере потребности в инженерных специальностях. Утвержденная областным координационным советом по подготовке квалифицированных кадров прогнозная потребность предприятий в инженерных кадрах на 2013–2017 годы составляет 450 человек ежегодно. В течение 2011–2012 года Курганский госуниверситет не принимает на технические специальности соответствующего прогнозной потребности количества студентов. Прием идет на уровне 250–260 человек.   Чтобы стать студентом инженерных специальностей, школьник должен сдать ЕГЭ по физике, набрав при этом не менее 50 баллов. В 2012 году школы выпустили 254 человека, сдавших ЕГЭ по физике на подходящий для поступления результат. Всего 254 человека из пяти тысяч выпускников! В 2013 году ситуация та же самая. По некоторым данным, через два года предприятия Курганской области выйдут на 50-процентный дефицит инженерных кадров. Эти проблемы бизнеса рассматриваются также на заседаниях постоянной депутатской комиссии Курганской городской думы по экономической политике, предпринимательству и собственности, которую я возглавляю. И вывод здесь один: главная задача для Зауралья в 2014 году и на годы вперед – развивать и поддерживать малый и микробизнес.
 
Заметили ошибку? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
Написать комментарий

Читайте также