Роман Уваров - соучредитель комбината бумажных изделий «Кристалл». Он сделал ставку на производство салфеток и не прогадал. Молодой предприниматель рассказал, как успешно организовать свой бизнес и преодолеть возможные проблемы.
- Роман, что стало отправной точкой для создания бизнеса?
- В 2009 году мы с напарником организовали мелкооптовую компанию по обслуживанию кафе и ресторанов. Тогда у нас было мало опыта, да и год выдался тяжёлым. Грубо говоря, первый бизнес мы «слили» нашим ближайшим конкурентам и стали развивать это же направление под их эгидой.
Через какое-то время я понял, что хорошо идут продажи именно бумажных салфеток. А такого производства у нас в городе не было. Тогда мы стали интересоваться тем как наладить производство, где купить оборудование. Сделали заявку на получение гранта и начали писать бизнес-план, он занял первое место в конкурсе. Так мы получили 300 тысяч рублей на свой первый станок, это было два года назад.
-В чём преимущества работы с Вашим предприятием?
- Так как фирма у нас небольшая, мы сделали упор на прямую работу с клиентом, в основном наш потребитель – рестораны, бары, кафе. Мы наносим логотипы на салфетки, такую услугу предоставляют немногие. Поэтому мы работаем не только в нашем городе, у нас есть клиенты по всей России. На этой неделе ждём поступление дополнительного второго станка. Увеличим объёмы производства в два, а то и в три раза.
- На сайте КБИ «Кристалл» много соблазнительных скидок и акций для клиентов. Как привлечь покупателя без ущерба для собственной выгоды?
- Для начинающего предпринимателя такой совет: искать высокомаржинальный бизнес, наценка в котором составляет не менее 100%. Если предприниматель решил открыть свой первый бизнес, наценка в котором от 5 до 15%, очень велик шанс, что он просто не выживет. Мы работаем напрямую, исключаем всех посредников из цикла поставки, и маржинальная составляющая у нас может быть больше. Поэтому мы можем себе позволить давать большие скидки для привлечения клиентов.
- Можете назвать самые эффективные методы рекламирования исходя из собственного опыта?
- Быстро наработать клиентскую базу нам помог трёхуровневый отдел продаж. Суть такова: на первом уровне работает человек, который обзванивает потенциальных клиентов и выясняет, есть ли у них интерес к сотрудничеству. Второй обзванивает исключительно заинтересовавшихся, договаривается о сделке. А третий человек занимается дальнейшей работой с клиентом, выставляет счета и прочее. Такая система очень эффективна. Несколько городов мы уже полностью проработали, обзвонили абсолютно всех и выяснили, кто готов работать с нами.
- Расскажите про технологию производства салфеток. Что оптимальнее – производить товар из целлюлозной основы или использовать макулатуру?
- Технология довольно проста: к нам приходит бумага в рулонах, станок её раскатывает, делает тиснение, наносит рисунок, складывает, и разрезает. На выходе получаются готовые салфетки, остаётся их только упаковать. Что касается сырья, используем только целлюлозу, ведь мы делаем ставку на качество. Поэтому макулатурная основа нам совершенно не интересна.
- Каких специалистов нужно включить в команду для успешного производства?
- Когда начинаешь бизнес, надо максимально исключить все не ключевые позиции. Например, у нас нет постоянного водителя, это не выгодно. Зато есть человек, который работает по договорённости, он получает почасовую оплату. А ключевые сотрудники – это менеджер по продажам, начальник производства, оператор и упаковщик. Сейчас у нас устоявшийся коллектив.
- Чего не делать начинающему предпринимателю?
- Прежде всего, не надо распыляться. Я имею в виду, что лучше создавать бизнес в конкретной нише. Если ниша предельно понятна клиенту, то будет проще. Ведь сейчас создаётся много туристических фирм, агентств недвижимости, и прочее, где люди стараются работать «на всех». А на самом деле сейчас рынок идёт к тому, что нужна узкая специализация в каждом бизнесе.
- А если бизнес «не идёт» - стоит ли направить энергию на реализацию других проектов?
- Есть книга под называнием «Яма». Её написал Сет Годин. Он описывает следующее: в каждом процессе есть феномен ямы. Сначала в каком-то деле всё идёт хорошо, и ты окрыляешься. А потом что-то пошло не так – в первый раз, во второй, и дело проваливается в эту яму. Так и в бизнесе начинаются неожиданные проблемы – с персоналом, с клиентами, поставщики подводят. И ты думаешь: да зачем мне это всё, я бросаю. А на самом деле нужно этот промежуток переждать, это бывает у всех и всегда. Естественно, не стоит заниматься бизнесом, у которого даже и не было подъёма. Если у кого-то не пошёл бизнес, советую обратиться ко мне, у нас есть команда, которая поможет провести аудит компании, выявить проблемные зоны и выбраться из них.
- Роман, в социальной сети «ВКонтакте» Вы – создатель группы, содержащей различные тренинги. Это помогло Вам в развитии собственного бизнеса?
- Определённо да. Любой предприниматель, который хочет развивать свой бизнес, должен постоянно самосовершенствоваться. Я считаю, что слушать умных людей – не плохой вариант для саморазвития. Рекомендовал бы почитать работы наших предпринимателей – Довганя, Тинькова, они мотивируют. Можно прочесть Ричарда Брэнсона. Андрей Парабеллум даёт хорошие советы. Здесь важно поймать идею автора и структурировать её. Главное - не говорить: я ещё только думаю о бизнесе. А брать и делать.
Марина Фёдорова
Конечно, Роман, если сидеть в "депрессивном городе" и только рассуждать, лучше он от этого не станет