16 +

Знаменитая Элисо Вирсаладзе рассказала курганцам то, что скрывает от своих студентов

Знаменитая Элисо Вирсаладзе рассказала курганцам то, что скрывает от своих студентов
Одна из самых ярких пианисток мира выступила на курганской сцене. Как говорят музыканты, она "вдохнула душу" в новый рояль Steinway and sons, подаренный филармонии экс-губернатором.
Элисо Вирсаладзе сыграла произведения Франца Шуберта, Иозефа Гайдна, Роберта Шумана и Ференца Листа. Как и два года назад, в свой первый приезд, она поразила публику совершенством исполнения и своим неподражаемым шармом. На следующий день Элисо Вирсаладзе дала мастер-класс педагогам и ученикам музыкальных школ Курганской области и пообщалась с журналистами.
 
- Элисо Константиновна, каковы Ваши ощущения от нового  рояля?
 
- Замечательные, рояль изумительный. Я счастлива за Курган, потому что это на самом деле редко бывает, чтобы глава региона понимал, что он должен дать на культуру деньги - это гениально. Я как раз вчера говорила, что культуре надо помогать, потому что она не терпит отлагательств. 
 
- Как именно помогать?
 
- Первым делом, нельзя закрывать музыкальные школы, то, что сейчас делается по всей России, или объединять их. Школы должны быть и должны быть бесплатными. Потому что если вы будете создавать непосильные условия для родителей, которые не могут платить за учебу - это катастрофа. Пока еще много в России городов, где очень высокий уровень преподавателей музыки, им могли бы позавидовать школы мира. И вот когда у нас есть нечто, чем мы можем гордиться, а мы это убиваем, это меня всегда огорчает. Мы должны все делать для того, чтобы это не ушло. Преподаватели, на которых все держится, не очень молоды уже. А молодежи нет, не потому что она хуже, а потому что ей надо помогать, в том числе материально. Чтобы стипендии были не смехотворные (как один мой студент мне сказал: Вы знаете, меня утвердили, я прошел совет, у меня будет стипендия - 2 тысячи рублей). Я помню, у меня была стипендия, я могла родителям подбросить денег, у меня была Ленинская стипендия. А что делает Япония? У меня там несколько стажеров и ученик на 4-м курсе. 24 тысячи евро они дают в год, государство. Никто не верит тому. И это Япония, которая перенесла жуткие катаклизмы - цунами, землетрясение. И эта страна помогает, считает, что это нужно. А у нас такая богатая страна, и мы своим помогать не хотим.
 
- Как Вам удается совмещать концертную и педагогическую деятельность?
 
- Очень сложно, безумно сложно. Я иногда думаю, что этого не надо делать. Я была на втором курсе аспирантуры, когда начала преподавать. В консерватории у меня 16 студентов и в Италии 13. В консерватории у меня есть три ассистента, это мои бывшие ученики, которые мне помогают, а в Италии там нет такой практики. Но там другая система, там больше как мастер-классы.
 
- Есть ли у Вас любимчики, какими из своих учеников Вы особенно гордитесь?
 
- Я их всех люблю очень, я никогда не выделяю только по таланту, я выделяю по комплексу человеческих качеств, профессиональных способностей и потенциальных, конечно. Если это все вместе - то это из ряда вон уже. Если студент музыкально одарен средне, но обладает высокими человеческими качествами - не менее ценю таких людей. 
 
- Какие именно человеческие качества Вы выделяете?
 
- Я думаю, они универсальны: честность, фанатизм в отношении своей профессии, недопустимость компромиссов, когда в первую очередь не спрашивают в 18 лет "а сколько мне заплатят" - вот это и есть качества, которые я очень ценю. На сегодняшний день этот вопрос очень актуален, когда молодые люди идут учиться, естественно они хотят потом иметь семью и содержать ее, и жить в этой профессии, им устроиться (плохое слово) в этой жизни очень сложно.
 
- Что касается мастер-класса, чья это была идея?
 
- Моя, я хотела провести его именно в Кургане, потому что я хорошо запомнила свою первую поездку в Курган, меня попросили провести мастер-класс, и я согласилась, и я запомнила очень хорошую атмосферу в школе, очень хорошие были работы, очень хорошие ребята и, мне кажется, очень хорошие педагоги, которые у вас работают.
 
- Сколько часов в день Вы занимались, когда учились в музыкальной школе?
 
- Очень мало, вообще не занималась. Во-первых, у меня не было инструмента, моя бабушка занималась со студентами дома. Во-вторых, я стала заниматься в очень солидном возрасте - с восьми лет, сейчас многие начинают в 4-5. Я начала заниматься серьезно, я бы сказала, в 18 лет. Да, я играла концерты, я стала лауреатом международного конкурса в 16 лет, но я мало занималась. Я очень жалею о том, что я мало занималась. Я никогда не говорю об этом моим студентам.
 
- У Вас был такой период, когда Вам музыки вообще не хотелось?
 
- Был. Потому я так люблю студентов. Когда вы в ответе перед собой - вы можете делать, что хотите, когда вы в ответе перед студентами, вы не имеете права.
 
- Как преодолеть пропасть между музыкой классической и широкой аудиторией, которая не всегда музыку понимает, не всегда готова слушать? Как Вы относитесь к семиклассике?
 
- Если это делается, чтобы приобщить - я не против этого. Смотря зачем и как. Помню время, когда мои коллеги увлекались проектом "Музыканты шутят", в принципе, это неплохо, но если кто-то пойдет впервые именно на этот концерт, то второй раз он снова захочет "Музыканты шутят", ему будет скучно на классическом концерте. Приобщать - можно, развивать, наверно, нужно, но воспитывать надо все-таки на очень качественной музыке, потому что это остается, а облегченный вариант - под вопросом.
 
- Скажите, из современных знаменитых пианистов чей исполнительский стиль Вам ближе?
 
- Они все хорошие пианисты, любимы публикой. Я бы сказала так, чтобы меня бы потянуло на их концерт - я не могу сказать. Я знаю каждого из них, они предсказуемы для меня. Мне интересен музыкант, который мне что-то новое скажет. В чем-то я буду учиться у него. Я, например, пойду с удовольствием на традиционный спектакль, потому что то, что сейчас делается в театре, когда все с ног на голову - это безобразие. Если вы возьмете того же самого Чехова, у Чехова так много всего, что он всегда для меня будет новым, это в самом тексте заложено. То же самое в музыке. Музыка настолько глубока, непредсказуема и разнообразна, что мне интересно ее услышать, а не тех, которые ее играют. В чистом виде.
 
- Время от времени ученые предпринимают попытки послать информацию о планете Земля в космос, если бы Вы выбирали музыкальные произведения для этой миссии, что бы Вы послали?
 
- К счастью, музыка настолько мнообразна и гениальна, что это надо подумать, что именно. Наверно, что-то одно Бетховена, что-то Баха, что-то одно из Шуберта, Шумана, Шопена, все такое высокое - Прокофьев, Стравинский, очень много Рахманинов. Трудно выбрать.
 
- Расскажите о Ваших планах?
 
- У меня концерт в Москве 13-го, потом в Италии, потом в Германии, потом во Франции, потом снова в Италии, в Японии, в Бразилии, в сентябре в Саратове будет тоже презентация нового инструмента. Мои бедные студенты спрашивают "когда Вы приедете". А мои занятия вообще проходят ночью на цифровом пианино, для меня это единственный выход - когда я в Москве, я в консерватории с утра и до ночи занимаюсь со студентами.
 
 Фото Екатерины Сычковой
07.04.2014
Татьяна Хильчук, информационное агентство "Росмедиаконсалтинг"

Комментарии

Елена 08.04.2014 09:23

Чудесный концерт! Элисо Константиновна лукавит, когда говорит, что мало занималась. Я всю жизнь в музыке, но такая техника мне даже и не снилась. Совершенна!

mezzo 08.04.2014 09:26

дай ей бог здоровья и долголетия! пусть и дальше сохраняет великое!

Илья 08.04.2014 09:28

так вы напишите, что ей 72! И что в свои 72 Вирсаладзе виртуозно шпарит Мефисто-вальс Листа. На нем молодые пальцы ломают))

Галина 08.04.2014 19:27

Спасибо Элисо Константиновне за прекрасную музыку! Спасибо за вдохновение!!!

Оставить комментарий