16 +

ООО, ЗАО и ОАО ушли в историю

ООО, ЗАО и ОАО ушли в историю

Отныне для российских компаний есть два названия - публичные или непубличные.

Поправки в Гражданский кодекс, вступившие в силу 1 сентября, призваны подтолкнуть компании к принятию окончательного решения о своей организационной форме. Упраздняются закрытые и открытые акционерные общества (ЗАО и ОАО), а также общества с дополнительной ответственностью (ОДО). На их место придут новые формы организации — публичные и непубличные. Главной особенностью публичного юрлица станет свободная торговля акциями компании. Кроме того, для поддержания статуса нужно обновить устав и отразить публичность компании в названии. Все остальные акционерные общества, а также общества с ограниченной ответственностью (ООО) теперь будут называться непубличными.
 
По данным Единого государственного реестра юридических лиц на июль 2014 года, в России зарегистрировано 3,7 миллиона ООО, около тысячи ОДО, 125 тысяч ЗАО и 31 тысяча ОАО, пишет "Лента.ру".
 
Вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Виктор Плескачевский отметил, что на данный момент в РФ сложилась уникальная форма организации предприятий, которая сочетает публичные и частные элементы. «Эта система несовершенна и порождена приватизацией 90-х годов», — заявил господин Плескачевский. По его словам, наиболее ярко она проявилась в ЗАО. Так, юрлицо зарегистрировало себя в качестве акционерного общества. Значит, оно должно эти самые акции выпускать и торговать ими. Но тут есть еще слово — «закрытое». То есть акции, выпущенные предприятием, не выходят на рынок, а раздаются учредителям. В итоге имеем то же советское предприятие закрытого типа, но с модной вывеской акционерного общества. На него не распространяются требования к публичной компании, например обязанность обнародования своей отчетности. Так что ЗАО варятся в собственном соку.
 
Любимая форма организации российских предпринимателей — ООО. Участники ООО не отвечают по обязательствам предприятия и несут риски убытков только в пределе своей доли в уставном капитале. В отличие от ЗАО эта форма собственности распространена и за рубежом. Немецкие GmbH или же английские Ltd. — аналог российских ООО. Согласно поправкам, они теперь будут называться непубличными компаниями. Пополнят список непубличных и общества с дополнительной ответственностью (ОДО). Ключевое отличие таких компаний от ООО — солидарная ответственность участников по обязательствам компании. Размер ответственности соотносится с размером вклада каждого участника в уставный капитал компании.
 
Наконец, в России есть десятки тысяч ОАО. Если они исполнят все требования законодательства, их статус будет обновлен до публичных компаний. Но требования к ним достаточно жесткие, поскольку выход на открытый рынок связан с рисками. От успеха или провала такой компании зависит благополучие инвесторов. Поэтому публичная организация должна быть максимально прозрачной — проходить регулярные проверки, проводить собрания акционеров, принимать открытые решения. 
 
 
02.09.2014
Информационное агентство "Росмедиаконсалтинг"

Оставить комментарий