16 +

Россияне вынуждены заниматься предпринимательством. Начинающие бизнесмены отдают предпочтение сфере услуг

Россияне вынуждены заниматься предпринимательством. Начинающие бизнесмены отдают предпочтение сфере услуг

 Россия наряду с Норвегией и Японией входит в число стран с наименьшим числом граждан, желающих открыть свое дело. Такие данные содержатся в Глобальном мониторинге предпринимательства.

 В 2013 году стать бизнесменами хотели 2,6% россиян (в 2012-м — 2,2%). Потенциальных предпринимателей из России отпугивают страх неудачи и снижение возможностей для старта бизнеса (их респонденты оценивают на уровне кризисного 2009 года), при этом лишь 28% считают, что обладают необходимыми знаниями и опытом. Всего исследование проводилось в 70 странах, в РФ в нем приняли участие 2020 респондентов, передает «Коммерсантъ».
Очевидно, низкая популярность своего дела у начинающих объясняется неудачами предшественников. Доля устоявшихся предпринимателей в России крайне низкая — к ним себя причисляют 3,4% респондентов. Более того, в 2013 году процент выбывших из бизнеса вырос вдвое — до 1,6% от числа опрошенных. Помехи для бизнеса традиционные, хотя соотношение их меняется. Если фактор «политика государства» и состояние институтов из года в год лидируют по числу негативных отзывов, то на высокие барьеры входа на рынок в этом году пожаловалось вдвое больше участников (пятая часть опрошенных), на состояние экономики — напротив, 30% (50% годом ранее).
Еще четверти респондентов не хватает финансовой поддержки. Что касается причин закрытия бизнеса, то 40% ссылаются на его нерентабельность.
Тем не менее, количество бизнесменов в России растет. На данный момент таковыми себя считают 9,1% участников опроса (против 6,3% годом ранее). В том числе начинающими себя называют 5,8% респондентов (непосредственно в прошлом году свое дело открыли 3%) — это рекордно высокий показатель с 2006 года (рост год к году на четверть), говорит Ольга Верховская, руководитель проекта GEM в России.
Еще 14,5% респондентов заняты в теневом предпринимательстве.
- В периоды низких темпов экономического роста люди пытаются найти дополнительные источники дохода и поэтому готовы пойти на риск и открыть собственный бизнес,— объясняет управляющий партнер компании EY в России. Александр Ивлев.
Действительно, как показал опрос, более трети опрошенных владельцев собственного дела считают себя «вынужденными предпринимателями» (не имеют других возможностей заработка); этот показатель в России традиционно выше, чем в других странах со схожей структурой экономики. Больше всего самозанятых в секторе потребительских услуг (58%), а также в строительстве и переработке (31%), и всего 6% оказывают услуги бизнесу (в среднем по странам этот показатель в два раза выше). При этом абсолютное большинство опрошенных не готово использовать новые технологии в работе, к ним прибегают лишь 5,8% устоявшихся бизнесменов, тогда как в среднем по БРИКС — 17,3%.

11.09.2014
Информационное агентство "Росмедиаконсалтинг"

Оставить комментарий