16 +

Лилия Овчарова: кризис поможет россиянам стать более опытными потребителями

Лилия Овчарова: кризис поможет россиянам стать более опытными потребителями

Нынешняя экономическая ситуация заставит принимать решения о покупках на все более рациональных основаниях.

Такое мнение высказала директор Независимого института социальной политики, профессор НИУ ВШЭ Лилия Овчарова.

По ее словам, стандарты престижного потребления станут более европейскими: о высоком социальном положении будет свидетельствовать не дорогая машина или часы, а место жительства и учебы детей, пишет РБК.

- За последние двадцать лет россиянин превратился из бедного человека в человека со средним доходом. Если в 1992 году у половины населения России ресурсов хватало только на то, чтобы удовлетворить минимальные базовые потребности (самые дешевые продукты, одежда и оплата скромного жилья), то сейчас таких людей максимум 15%. За годы постсоветского развития средние реальные подушевые доходы населения, двукратно сократившиеся в 1992 году, выросли в три раза.

В связи с этим резко изменилась и структура расходов. Если в начале девяностых россияне тратили на продукты питания 45% всех потребительских расходов, то сейчас – порядка 27%. Доля расходов на питание сократилась в 1,7 раза, зато существенно выросли расходы на связь, транспорт и досуг. Ощутимо подросли расходы на образование и здравоохранение.

Это позитивные изменения в потребительском поведении. Сейчас практически половина всех расходов населения России связана с принятием потребительских решений в условиях широкого выбора. Все это приводит к тому, что поведение домохозяйств все больше влияет на экономику (тогда как в условиях товарного дефицита правила поведения на рынке диктуют производители).

Позитивной представляется и динамика уровня жизни в ближайшем будущем.

Во-первых, массовый потребитель стал более рациональным и опытным, научился выбирать товары, брать кредиты, диверсифицировать сбережения. За плечами многих опыт поведения в условиях кризиса: сорокалетние россияне помнят и гиперинфляцию 1992–1993 годов, и практически двукратный рост курса доллара в октябре 1994 года, и практически двукратное его снижение за счет отказа бюджета финансировать свои обязательства, и финансовые пирамиды, и дефолт 1998 года. Все уже знают, что бюджет можно пополнить за счет обесценения рубля.

Во-вторых, хотя инфляция и резко растет, стоит вспомнить: в 1992 году индекс потребительских цен вырос на 2604%, а через год – на 941%, но уже в 1993 году реальные доходы населения выросли на 28%. В 1999 году инфляция составила 36,5% (в значительной степени за счет обесценения рубля), но реальные доходы выросли на 12%. Нет прямой связи и с девальвацией: мы видели ситуации, когда рубль дешевел (1994 год), но реальные доходы росли на 3,2% и, наоборот, когда он укреплялся (1995), а инфляция продолжала быть высокой и реальные доходы снизились на 13,1%. Так что пока не видно каких-то фундаментальных рисков, способствующих резкому падению доходов. Но, конечно, результат будет в значительной степени зависеть от компетенции денежных и экономических властей.

В плане потребительского поведения ориентиром для россиян по-прежнему остается образ европейца: обеспеченного и образованного человека в богатом государстве. Это не геополитический идеал, а экономический и культурный, и он не изменится, т.к. опирается на высокий уровень качества жизни. Альтернатива – бедные люди в богатом государстве – не выглядит привлекательной. Поэтому тренд будет один: расходы на жизненно важные потребности будут сокращаться, а расходы на развитие будут увеличиваться. Так происходит во всех развитых странах.

Перемены со временем коснутся и статусного потребления. В европейской модели маркеры состоятельности – это прежде всего то, где вы живете и где учится ваш ребенок. По этим ярлычкам можно судить о том, какое место занимает человек в обществе. И не важно, на какой машине он ездит. У нас образование относительно бесплатное, а в одном доме могут жить и бедные, и богатые. Как только появляются лишние деньги, россияне чаще всего покупают автомобиль. Но в дальнейшем при условии экономического роста мы будем двигаться в направлении европейских ценностей. Если же уровень жизни, наоборот, начнет снижаться, то в первую очередь россияне откажутся от расходов на досуг и культурно-бытовые услуги – в последние годы именно эти расходы росли быстрее всего.

Если подвести итог, то россияне действительно станут более скупыми в ближайшие годы. Но то, что сейчас может показаться скупостью, на самом деле является рациональностью. Европейцы уже давно живут в состоянии постоянного выбора, необходимости принимать оптимальные решения о покупках. А когда люди ежедневно принимают решение о трате денег и им есть над чем подумать при выборе потребительской стратегии, это повышает качество человеческого капитала и потребность в знаниях.

Мы пока только учимся быть ответственными потребителями, правда, достаточно быстро. Такие перемены обычно происходят в пределах двух поколений. Поколение нынешних тридцатилетних уже может научить этому своих детей. Поколение пятидесятилетних оказалось к этому мало способно. Модель потребительского поведения по принципу «нам не хватало, пусть дети наедятся» еще достаточно распространена. Это можно частично объяснить и тем, что ресурсов не так много: низкообеспеченные тратят больше на еду, потому что на машину не хватает денег, а обеспеченные больше тратят на машины, потому что на квартиры не хватает. Но, так или иначе, уже сейчас понятно, что с изобилием товаров тоже надо уметь обращаться.

24.12.2014
Информационное агентство "Росмедиаконсалтинг"

Оставить комментарий