Официальные сводки роста цен не отражают меняющихся потребительских предпочтений россиян. За счет экономии на более качественных товарах они смогли почти вдвое снизить личную инфляцию в этом году.
Такие данные предоставили исследовательский холдинг «Ромир» и специалисты РАНХиГС.
По их подсчетам, в первом полугодии 2015 года цены на потребительские товары, услуги ЖКХ и бензин выросли на 4,4%. Это почти вдвое меньше, чем рост цен по данным Росстата (8,6%). Дело в том, что эксперты используют отличную от официальной методологию, пишет РБК.
«Ромир» проводит панельное исследование: наблюдает потребительское поведение одних и тех же домохозяйств с определенными интервалами. Под домохозяйством понимается группа людей, которая делит одну жилую площадь и имеет совместную систему потребления — как правило, семья. Всего в исследовании принимают участие более 10 тыс. потребителей в 52 городах России, население которых превышает 10 тыс. человек.
Участники сканируют штрих-коды товаров, которые приносят домой. В неделю в рамках мониторинга совершается около 80 тыс. покупок в розничных торговых точках: гипермаркетах, супермаркетах, универсамах, магазинах и других. За месяц — 200 тыс.
Основываясь на полученных данных, аналитики «Ромира» и РАНХиГС отслеживают цены не товарных групп, а отдельных товаров, и выделяют во всех наиболее распространенных группах (продукты питания, промтовары, лекарства, корм для домашних животных, алкоголь и табак) — позиции, которые попадают в корзину максимальной доли домохозяйств — всего 156 штук.
За счет этого оценка отражает цену, которую реально платит потребитель, а не средний уровень стоимости товаров на прилавках. Таким образом, более скромный по сравнению с данными Росстата рост цен в первом полугодии 2015 года эксперты объясняют тем, что россияне переходят в режим экономии и используют стратегию поиска лучшей цены.
Зато накопленная за несколько лет потребительская инфляция, по оценкам «Ромира», оказалась выше официальной.
По данным Росстата, с января 2008 года по первое полугодие 2015 года она составила 95%, по оценкам «Ромира» — 102%. Более того, индекс роста цен «Ромира» в течение всего периода наблюдений стабильно превышал официальный.
Цены на бензин, по оценкам Росстата, с января 2008 выросли к концу первого квартала 2015-го на 56%, на услуги ЖКХ — на 111%. Стоимость продовольственных товаров увеличилась на 108%, однако колебалась сильнее двух других категорий.
Россияне перешли на режим экономии уже в конце 2014 года на фоне ослабления рубля и продолжают на всем экономить до сих пор.
Опрос ВЦИОМ по потребительским настроениям за первое полугодие 2015 года показал, что с начала года на 10%, до 32%, выросла доля тех, кто уже более шести месяцев старается приобретать более дешевые продукты и товары.
На фоне изменений в потребительском поведении начали замедляться продажи крупнейших торговых компаний, и ретейлеры пересматривают прогнозы динамики выручки.
Крупнейший российский ретейлер «Магнит» по итогам первого полугодия снизил прогноз роста выручки в 2015 году с 28–32% до 26–28%.
В конце июля о возможном пересмотре прогноза роста на 2015 год сообщила еще одна из крупнейших розничных сетей — «Лента», объяснив это «довольно волатильным поведением покупателей в текущих рыночных условиях».
- Действительно, покупатели меньше внимания обращают на бренды, по нашим данным, отдают приоритет товарам под собственной торговой маркой сетей, которые стоят дешевле брендированных, — говорила ранее директор по внешним коммуникациям «Ашан Россия» Мария Курносова.
Правда, судя по данным «Ромира», это происходит не первый год: в 2013 году при официальном уровне инфляции 6,5% показатель роста цен, оцененный исследовательским холдингом, составил 3,4%. Эксперты компании связывают этот результат с потребительским поведением — брендозамещением и поиском покупателями выгодных ценовых предложений.