Банки могут использовать информацию с аккаунтов клиентов в соцсетях для принятия решения по кредиту

04.10.2015
Банки
Банки могут использовать информацию с аккаунтов клиентов в соцсетях для принятия решения по кредиту

Александр Викулин, генеральный директор Национального бюро кредитных историй, поделился своим видением по расширению использования страниц в соцсетях, принадлежащих действительным или потенциальным клиентам банка с "Ведомостями". 

 - Миллионы россиян ежедневно пользуются социальными сетями, оставляя в них огромный массив информации о себе, своем образе жизни, окружении и много о чем еще. Конечно, такой большой объем данных интересен многим бизнесам, и процесс получения из разрозненного и несистемного потока пригодных к использованию данных стал для исследователей актуальной задачей.

Первыми бенефициарами данных о пользователях соцсетей, конечно, стали сами соцсети. Технологии таргетирования рекламы с учетом предпочтений пользователей сегодня широко распространены и активно используются рекламодателями из разных отраслей. Но технологии не стоят на месте, тем более что у кредитного рынка в силу его особенностей есть настойчивый запрос на дополнительные данные о заемщиках. Особенно в России, где, пожалуй, единственным источником репрезентативных и достоверных данных является кредитная история, которая, как известно, содержит ограниченный набор переменных.
 
Образование, доход и состав семьи, образ и стиль жизни, круг интересов и общения – вся важная для определения риск-профиля заемщика информация доступна кредиторам в, мягко говоря, ограниченном объеме. Но на спрос, как известно, всегда найдется предложение. Появилось оно и от компаний, умеющих собирать открытые данные из соцсетей. И, что не менее важно, переводить их в удобный для кредиторов формат. Первые результаты изучения активности заемщиков в социальных сетях, полученные по базе НБКИ, говорят о том, что сети могут принести пользу кредиторам.
 
Так, доля заемщиков, присутствующих в соцсетях (они идентифицированы с достоверностью более 99%), практически во всех регионах России превышает 60%. Исключение – несколько регионов Северо-Кавказского федерального округа и Республика Тыва (35%). При этом по типу населенного пункта, в котором проживает заемщик, распределение практически линейное – от минимальных 59% в городах с населением менее 20 000 человек до 65% в городах-миллионниках. Московские и петербургские заемщики в соцсетях находятся в 67% случаев.
 
Самые активные пользователи соцсетей (что неудивительно) – заемщики в возрасте до 25 лет: их найдено 80%. Но и в самой привлекательной для кредиторов возрастной категории, 35-44 года, их тоже немало – 61%. Интересным результатом стало сравнение заемщиков микрофинансовых организаций и банков: как оказалось, и те и другие пользуются социальными сетями примерно одинаково. Но самый высокий процент – ипотечных заемщиков: их в соцсетях найдено 68%. Что характерно, процент присутствующих в соцсетях заемщиков без просроченной задолженности и имеющих таковую по всем кредитным продуктам примерно одинаков.
 
Итак, если представительство заемщиков в социальных сетях – вполне очевидный факт, который сегодня можно, что называется, «потрогать руками», дело остается за применимостью этих данных в бизнесе. Начавшееся использование соцсетей говорит о полезности данных в двух режимах: для проверки (верификации) уже известных кредитору сведений (например, из кредитной анкеты и предоставленных документов) и для получения уникальных переменных (например, интересов и стиля жизни).
 
В первом случае верификация может затронуть такие данные, как место работы: если у человека в круге общения много людей из той же организации, то высока вероятность, что именно там он работает или работал. Это также может касаться заемщиков, у которых, к примеру, никогда не было кредитов, или граждан, у которых ранее была испорчена кредитная история, но впоследствии их финансовое положение улучшилось. Прежде они не всегда могли рассчитывать на получение кредита, поскольку у кредитора могло не быть достаточно информации для принятия решения. Теперь такая возможность у банка появляется, поскольку он может использовать дополнительные переменные (например, информацию о путешествиях, которую заемщик разместил на своей странице).
 
Конечно, социальные сети не заменят в обозримом будущем официальные данные о заемщике. Но первые эксперименты по использованию соцсетей кредиторами говорят о полезности этого инструмента и экономической целесообразности его использования в кредитных процессах.
 
Информационное агентство "Росмедиаконсалтинг"
Заметили ошибку? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
3 комментария
zauralec
04.10.2015
создать образ успешного заемщика в соцсетях не так уж и сложно…
Игорь
20.11.2015
zauralec — тоже подумал счас понапишу как хорошо катаюсь за границу
Лёлик
03.10.2016
Взгляните, это же Михаил Барщевский!
Написать комментарий

Читайте также