Ученые сформулировали 4 причины зависимости от соцсетей

Ученые сформулировали 4 причины зависимости от соцсетей

Для многих из нас тяга к Фейсбуку, Вконтакте и другим социальным сетям превратилась едва ли не в натуральную зависимость: мы поминутно обновляем ленту новостей, бесконечно роемся в каких-то фотографиях и т. д. И многие, конечно, рано или поздно замечают, что большая часть времени, потраченного на подобные занятия, тратится попросту зря, размышляет сайт "Наука и жизнь".

По статистике, только одному из десяти пользователей Фейсбука удаётся уйти из сети, другие же по разным причинам возвращаются. В статье, опубликованной в Social Media + Society, группа психологов из Корнелльского университета пытается разобраться в том, почему нас тянет обратно в социальные сети.

 Эрик Баумер (Eric Baumer) и его коллеги начали с эксперимента: прошлым летом они организовали в интернете кампанию «99 дней свободы» – тот, кто хотел присоединиться, ставил на свою фейсбучную аватарку логотип проекта и давал слово, что в течение 99 дней не зайдёт в Фейсбук. (Заметим, что доступ к нему никак специально не блокировали, то есть всё зависело от доброй воли и выдержки самого человека.) В этом своеобразном соревновании приняли участие более 40 тысяч пользователей сети, и, разумеется, далеко не всех их хватило на 99 дней.
 
Чтобы узнать, почему человек всё-таки снова зашёл в Фейсбук, несмотря на данное обещание, авторы работы трижды, на 33-й, 66-й и 99-й дни, рассылали специальные анкеты, в которых психологические вопросы были перемешаны с обычными анкетными пунктами «возраст-пол-семейное положение». Проанализировав собранные данные, исследователи пришли к выводу, что есть всего четыре главные причины, которые заставляют нас без нужды заходить в социальную сеть. Во-первых, так делали те, кто полагал, что Фейсбук вызывает зависимость. Подчеркнём, что тут речь идёт не о том, вызывает ли он её на самом деле, а о том, что некоторые люди ухитряются себя в этом убедить. Те, кто считали соцсеть обычной привычкой, а не зависимостью, и вели себя соответственно.
 
Вторая причина – если через социальную сеть вы хотите влиять на то, как вас представляют другие. Если «пиар-функция» Фейсбука в голове выключена, то такой человек легко переносит расставание с ним. Третья причина – скверное настроение. Любопытно, что именно Фейсбук порой называют причиной депрессий, и тогда у нас получается порочный круг: плохое настроение заставляет нас погружаться в социальную сеть, от чего нам становится только хуже. Наконец, в-четвёртых, если человек нигде, кроме как в Фейсбуке, не общается, то, очевидно, желание хоть какого-то социального контакта будет тянуть его в цукербергово детище.
 
Все четыре причины можно назвать очевидными, однако в данном случае важно, что их сформулировали в общем виде и на основании достаточно мощной статистики. Самой сложной с точки зрения бытовой психологии тут кажется причина номер один, когда мы убеждаем сами себя в том, что у нас зависимость от социальной сети. 
 
Информационное агентство "Росмедиаконсалтинг". Фото Татьяны Хильчук
Заметили ошибку? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
1 комментарий
Мери
08.01.2016
Главная причина — безделье
Написать комментарий

Читайте также