Алексей Зайцев: в КГУ еще остались целевые места на технические специальности

Алексей Зайцев: в КГУ еще остались целевые места на технические специальности
О приемной кампании этого года и изменениях в структуре Курганского государственного университета рассказал проректор по образовательной деятельности КГУ, кандидат технических наук Алексей Зайцев.

 - Алексей Викторович, как проходит приемная кампания-2016?

- В этом году приемная кампания проходит лучше. Большинство гуманитарных специальностей уже «закрыты» заявлениями студентов и даже оригиналами аттестатов.

Традиционно пользуются спросом экономика (бакалавриат) и юриспруденция. В этом году на экономику Минобрнауки России выделило аж 24 бюджетных места, и тем не менее, конкурс не уменьшился. Что касается тех, кто сдавал физику, данные о ЕГЭ поступили позже, и сейчас идет как раз пик и переломный момент по набору на технические специальности.

Традиционно студенты с хорошими баллами сдают документы в крупные вузы, в том числе в соседних регионах, но в этом году много заявлений с оригиналами аттестатов и у нас. Если в контрольную дату - 8 августа - мы не набираем на эти специальности, будем ходатайствовать перед Минобрнауки России о продлении набора, документы подготовим заранее. Так что в этом году есть предпосылки, чтобы закрыть все бюджетные места.

- Какие в этом году результаты ЕГЭ по физике?

- В целом по области физику сдавали больше выпускников, и балл выше. Постепенно к родителям приходит понимание, что ЕГЭ по физике необходим, это гарантия того, что ребенок поступит.

- А юристов меньше не стало?

- 14 бюджетных мест. В 2015 году было 10.

- Есть ли возможности целевого поступления на технические специальности в КГУ?

- К сожалению, но с этим нельзя не согласиться, Минобрнауки России считает целевой прием антирыночным механизмом и каждый год уменьшает вузам квоты целевого приема. Ведь если целевик превышает порог «тройки», то он гарантированно поступает в вуз. У нас квота целевого приема за два года уменьшилась примерно в два раза. Сейчас еще остались невостребованными целевые места по педагогическому образованию в области математики, программная инженерия и специалитет «Наземные транспортные технологические средства». Необходимо помнить, что договор о целевом приеме должен быть заключен с органами власти или хозяйствующим субъектом, где есть капитал РФ. По техническим специальностям мы реализуем схему целевого приема через областной департамент промышленности, транспорта, связи и энергетики.

- Квота на целевое обучение уменьшается, из-за конкуренции вузов становится меньше и бюджетных мест на технических направлениях. Могут ли работодатели использовать какие-то дополнительные возможности, чтобы подготовить для себя специалистов?

- Можно заключать договоры о целевом обучении со студентами, которые уже учатся. Работодатели могут присмотреться к способным обучающимся во время практик и заключить с ними договор.

- Есть примеры?

- В 2015-м году мы выиграли относительно небольшой в денежном плане конкурс «Новые кадры для организаций оборонно-промышленного комплекса», который предполагает софинансирование целевого обучения предприятием-партнером в пропорции 50/50. На каждого студента выделяется 43 тысячи рублей бюджетных ассигнований, которые мы можем потратить на организацию образовательной программы (лабораторные занятия, прохождение практик, участие в профориентационных мероприятиях) и прохождение стажировок профессорско-преподавательского состава на предприятии. Столько же платит предприятие. Существенным элементом договора является гарантия трудоустройства и обеспечение социальной поддержки студента.

Предприятием-партнером у нас выступило АО «НПО «Курганприбор». 13 студентов третьего курса заключили договоры о целевом обучении. В рамках софинансирования предприятие платит им ежемесячно по 1 тысяче рублей плюсом к стипендии. Четверо преподавателей в этом году прошли стажировку на Курганприборе. Хочется поблагодарить за сотрудничество председателя совета директоров Сергея Николаевича Муратова и генерального директора Федора Александровича Колосовникова, а также подразделения предприятия (отдел договоров, бухгалтерия), принимающие участие в проекте.

- Работаете ли вы с другими предприятиями?

- В 2013-м году мы выиграли конкурс Минобрнауки России по проекту подготовки высококвалифицированных кадров для предприятий и организаций региона. Это многомиллионный проект, который предполагал 5 образовательных программ. Он и стал толчком к взаимодействию с предприятиями. Откликнулось порядка 10 предприятий, и мы увидели, что взаимодействовать можно - совместно разрабатывали программы, специалисты предприятий вели занятия, руководили практикой. Более 200 выпускников за годы реализации проектов были трудоустроены на предприятия-партнеры.

- Собираетесь расширять взаимодействие с предприятиями?

- Идеи есть. Давно есть согласованное желание создать базовую кафедру на базе Специального конструкторского бюро машиностроения. Прохождение лицензионных процедур пока до конца довести не удалось, но сейчас Минобрнауки России обещает внести изменения в положение о лицензировании образовательной деятельности, и это даст еще один толчок. Часть учебного процесса мы сможем выносить на предприятие.

- Давайте перейдем к реструктуризации КГУ. Изменения, которые сейчас происходят вструктуре, эволюционные или революционные?

- Скорее эволюционные. Исторические так сложилось. Идея реструктуризации, которая реализована ученым советом, зародилась еще года два назад. Возникла объективная необходимость - требование Минобрнауки России к отсутствию малочисленных подразделений в структуре. «Невыпускающая» кафедра не вносит лепту в рейтинг университета. Кроме того, планируемый переход на оплату труда в зависимости от эффективности кафедры приведет к тому, что на невыпускающих кафедрах педагоги потеряют в зарплате чуть ли в не в два раза. Да и студентов стало меньше почти в два раза в связи с демографическими процессами и переходом на бакалавриат (4-хлетнее образование).

В июне с деканов факультетов были собраны предложения по оптимизации структуры, все они нашли отражение в проекте структуры, который принял ученый совет КГУ. 

- Будут ли в связи с оптимизацией сокращения?

- Чтобы сохранить профессорско-преподавательский состав мы даже переводим сотрудников с почасовой оплаты (различные курсы повышения квалификации, дистанционная форма обучения) на ставку. Мы вынуждены были перейти от градации ставок в 0,5; 0,25; 0,75, к таким даже, как 0,1. Приходится ужиматься.

- А если число студентов увеличится вновь?

- Один из принципов оптимизации - законсервировать, чтобы иметь возможность вновь развернуть. Слияние кафедр с этой же целью прошло по принципу не поглощения, а объединения.

- В идеале как должна выглядеть структура КГУ?

- Как вариант - три или четыре основных института: технический, гуманитарный, естественно-научный и, возможно, педагогический. Но это не скоро, все в стадии обсуждения, наименования ориентировочные. Кроме того, структура должна быть гибкой, чтобы чутко реагировать на внешние изменения. 

 

Татьяна Хильчук, информационное агентство "Росмедиаконсалтинг". Фото Екатерины Сычковой
Заметили ошибку? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
Написать комментарий

Читайте также