Сергей Горбачев: залог успеха города не в деньгах, а в желании

Сергей Горбачев: залог успеха города не в деньгах, а в желании

Первый замдиректора департамента промышленности, транспорта, связи и энергетики Курганской области Сергей Горбачев приехал в Курган год назад. Имея опыт работы в органах муниципальной власти, он размышляет о путях развития областного центра.

- Первым впечатлением было «это Тюмень десятилетней давности». Только в Кургане меньше деревянных домов, таких ветхих, как были раньше в Тюмени. За прошедшие 10 лет Тюмени удалось изменить три самых главных составляющих: состояние улично-дорожной сети, благоустройство и жилье. Это то, что человек видит внешне, понятно, что за этим стоят вопросы инженерных коммуникаций, надежность коммунальных услуг.
 
Перспективы у Кургана нисколько не хуже, чем у Тюмени и соседних городов. Есть и свои преимущества. Лучше экология, воздух чище - я приезжаю и чувствую сразу же, продукты вкуснее и качественнее, меньше плотность населения - нет давки и очередей, везде попасть проще, то, что называют у вас пробками - на самом деле это не пробки. 
 
Однако пробки - вопрос наживной, если им не заниматься сейчас, мы эти пробки быстро получим, потому что улично-дорожная сеть всех советских городов была рассчитана на мизерное количество автомобилей. И отсылки на то, что денег нет, здесь не работают. Нам никто этого не простит через 5-7 лет. Я был на видео пресс-конференции с министром транспорта. Он подтвердил, что федерация готова давать деньги на развитие дорог. Нужны проектная документация и обоснование. То, что можно получить неограниченную сумму, наше управление автодорог прекрасно знает, как выяснилось. Нам вообще как высоко дотационному региону по линии всех министерств горит «зеленый свет». Но тормозит то, что на саму проектную документацию тоже нужны значительные суммы, а результат будет в лучшем случае через полтора года, и городские власти предпочитают решать более сиюминутные задачи, наказы избирателей. 
 
Перейдем к ним. Если посмотреть внимательно, сегодня почти у каждого кусочка города есть хозяин, и это не муниципалитет. Нужно взять карту города и нанести на нее зоны ответственности, которые, кстати, закреплены законодательно - будь то аптеки, остановки или жилье - везде есть хозяин, который должен заниматься благоустройством прилегающей территории. 
 
Приведу маленький пример: у меня во дворе, где я снимаю квартиру, на въезде в арку - гигантская яма, она там уже 20 лет. Должен ли муниципалитет заасфальтировать эту яму? Это безусловно зона ответственности управляющей компании. Каждый день около ста жильцов проезжают по этой яме, что мешает им задать вопрос управляющей компании? Возможно люди согласятся скинуться по несколько сотен рублей, чтобы ликвидировать это препятствие. 
 
Это если яма во дворе. Проблемы городского масштаба, к примеру, в Тюмени были решены достаточно просто. Город был поделен на 45 территорий - имущественных комплексов. В каждом был назначен инженер имущественно-территориального комплекса или по-простому квартальный. Их наделили полномочиями по осуществлению контроля за своими территориями, включая вывоз ТБО, административные правонарушения местного уровня. Эти лица в каждодневном режиме обходят свои территории, записывают административные нарушения, подают регулярные заявки на то, что нужно поправить в деятельности муниципалитета. И кстати, их работа окупается, они же налагают штрафы! Из них самые распространенные - за мусор.
 
И раз уж про мусор говорили, то несанкционированные свалки имеют свои причины. 1) Контейнеров для ТБО должно быть достаточно, и их обеспечивают организации, которые занимаются вывозом мусора. 2) Все юридические лица, ИП и управляющие компании должны иметь договоры на вывоз  ТБО. Муниципалитет должен проверить их наличие. Зачастую переполнение происходит засчет предпринимателей, которые арендуют помещения в жилых домах, а за вывоз мусора не платят. 
 
Один из актуальных вопросов на муниципальной повестке сегодня - городской сад. Относительно горсада тоже существуют два пути. Либо мы решаем все проблемы за счет бюджета, либо отдаем это бизнесу, понимая, что он должен на этом зарабатывать. Мне кажется, стороны еще не определились: горсад - это бизнес, это благотворительность или это делает бюджет. Сейчас есть множество форм взаимодействия - закон о государственно-частном партнерстве, концессия (тот же самый договор аренды, но с обязательствами арендатора что-то сделать на территории). Долгосрочный договор можно преобразовать в концессию, в договоре прописать конкретно, что должен сделать арендатор и как за это отчитаться. 
 
Но сначала мы должны понять содержательную часть процесса. И тут абсолютно правильно встал вопрос о концепции горсада - что мы хотим там видеть. А только после - как в этой концепции можно зарабатывать. К примеру, ларек с мороженым никому не мешает, то же можно сказать о платном туалете, паре каруселей, прокате инвентаря, зимой - о катке. И я вас уверяю, что это будут деньги не маленькие, их вполне хватит на то, чтобы посадить цветочки, а может, еще и поребрик обновить. Нужен обычный бизнес-план. Только что мне удалось побывать в Анапе, там вообще весь город живет зачет рекреационного бизнеса - весь город в каруселях, чистота идеальная. Я много слышал, что Курган был зеленым и чистым городом. Желаю ему, чтобы он вернул себе те позиции, но используя уже современные методы и технологии. 
 
И в конце коснусь своей тематики. Субъекта с таким количеством работающих предприятий я нигде не видел. Заводы не только выжили, но и динамично развиваются. Это огромное достижение курганцев. И промышленность может стать точкой опоры для роста Кургана, залогом его будущего. А мы безусловно будем предприятиям помогать! 
 
Информационное агентство "Росмедиаконсалтинг". Фото Екатерины Сычковой
Заметили ошибку? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
1 комментарий
про горсад и модернизацию
29.07.2016
Приятно иметь дело с достойным собеседником, но всё же относительно горсада: во-первых, речь идёт о необходимости исключения любой застройки на территории сада; во-вторых, сохранение горСАДА (а не парка-это разные вещи) сегодня не просто выбор элит — это жизненная необходимость, конкурентное преимущество Кургана и ценность, вокруг которой объединилось большое количество горожан. А с ценностями не стоит экспериментировать. Только бережно сохраняя ценности на новом этапе возможен прорыв в современную развитую экономику, делать ставку на новые технологии, обновлять всю совокупность социально-экономических отношений, или безнадежно стагнировать, теряя молодые кадры и растрачивая природные ресурсы. Вот ведь в чём дело!
Написать комментарий

Читайте также