16 +

Чтение классики увеличивает производительность труда и развивает креативность

Чтение классики увеличивает производительность труда и развивает креативность

 

После прочтения классических произведений люди лучше понимают друг друга. Таковы результаты исследования нью-йоркских ученых, опубликованного в журнале Science.

Было доказано, что эмпатия, то есть предположения о намерениях других людей, воспитываемая литературой, развивает креативность и увеличивает производительность труда.

Эмпатия чрезвычайно важна для бизнеса: лидер никогда не работает в одиночку, а людей, которые его окружают, надо понимать, мотивировать и вести. Специалисты по управлению постоянно говорят об эмпатии как о необходимом качестве  успешного предпринимателя, пишет Slon.ru.

Популярная литература не действует

Психологи из New School for Social Research как раз и проверяли, как литература влияет на теорию разума. Они предлагали участникам короткие тексты (например, «Хамелеон» Чехова, около 900 слов) – и серьезную художественную литературу (классиков или современников, получивших за свои рассказы литературные премии и призы), а также популярную литературу.

После прочтения участникам предлагалось пройти серию разнообразных тестов. Один из них, разработанный для диагностики аутизма, включал в себя показ фотографий с глазами людей: требовалось правильно выбрать эмоциональное состояние человека из предложенных вариантов. Второй тест – на узнаваемость писателей: из списка 130 имен предлагалось выбрать только писателей (их там было ровно половина). Высокая оценка по этому тесту означала тесное знакомство с миром художественной литературы.

Результаты показали, что даже после краткого, 3–5-минутного чтения художественного текста у людей повышалась способность к эмпатии, способности понимать эмоции других. Интересное наблюдение: она повышалась после чтения хорошей литературы, но не менялась после популярного чтива или научно-популярного текста.

Ученые предприняли прямолинейную попытку понять, что есть такого в хорошей серьезной литературе, почему такие изменения происходят за столь короткое время? Пропустив тексты через программу, подсчитывающую и категорирующую слова, они обнаружили один фактор – чем больше негативных слов в тексте, тем выше оценки эмоциональных тестов. А больше всего таких слов было именно в серьезной литературе.

Романтические произведения повышают чувствительность

Канадские ученые уже на протяжении многих лет занимается этими вопросами. Их исследования показали, что вопреки устоявшемуся стереотипу «книжного червя», люди, которые много читают художественную литературу, поддерживают достаточное количество социальных связей. И наоборот – проблемы с социальным общением есть у тех, кто читает только научно-популярную и техническую литературу. Романтические произведения повышают эмоциональную чувствительность, а научная фантастика и фэнтези – нет.

Люди лучше адаптируются мире

Одно из исследований испанских ученых было показало, что когда мы читаем слова, связанные с запахами, например «корица», «ваниль», «чеснок», наша обонятельная кора и другие регионы мозга активируются так, словно мы на самом деле почувствовали запах.

Метафоры, например «у певца был бархатный голос» или «у нее были нежные ручки», активируют  осязательный регион мозга. Обычные описательные прилагательные такого эффекта не вызывают.

А французские ученые показали, что глаголы вызывают активацию моторной коры, причем предельно точно: если в тексте говорится о движении правой руки или левой ноги, то активируются соответствующие участки мозга, отвечающие именно за эту конечность.

Отношения между героями произведений воспринимаются мозгом как реальные – так, словно происходят с читателем на самом деле.

Получается, что для мозга все равно, происходят события и ощущения в реальности или в книге. Чтение художественной литературы, таким образом, – лучшая симуляция реальности, и даже превосходит ее: истории позволяют забраться в голову другого человека, или посмотреть на мир глазами бога, или пережить то, что в действительности невозможно.

Возможности художественной литературы уже применяются. Например, у предпринимателей с помощью талантливо написанных произведений специалисты развивают социальные навыки: они легче начинают понимать других и, как следствие, лучше адаптируются в мире. 

Служба информации «Область 45»

 

16.10.2013

Оставить комментарий


0.13273692131042