Павел Меркулов: «Не нужно ждать, что инвесторы сами придут в Курганскую область»

11.11.2016
Банки
Павел Меркулов: «Не нужно ждать, что инвесторы сами придут в Курганскую область»

Управляющий Курганским региональным офисом ВТБ24 Павел Меркулов успел поработать на руководящих должностях в Москве и Челябинске. Год назад, приступая к работе в Кургане, Меркулов отметил, что для него большой вызов - начинать работу в непростых экономических условиях в новом регионе.  

- Павел Николаевич, в должности управляющего курганским офисом ВТБ24 вы уже почти год. Из поставленных целей, каких удалось достичь?

- Основная цель, которая была поставлена перед нами – эффективная и прибыльная деятельность подразделения ВТБ24 в Курганской области. В 2016 году мы с этой задачей справляемся. На сегодняшний день финансовое состояние ВТБ24 в Курганской области кардинально изменилось, мы работаем лучше, чем планировали. Вторая важная цель – увеличение клиентской базы. Мы хотим и готовы обслуживать больше клиентов. Сейчас меняем подход к позиционированию банка на рынке, внедрили сегментную модель, изменили подход к клиентской работе. В итоге с начала этого года нам доверили свои финансовые операции порядка 6 тысяч новых клиентов. Ключевой момент заключается в том, что эти успехи демонстрирует та команда, которая сложилась в операционном офисе ранее. Есть определенные изменения в составе, но поменялась не половина коллектива. И этот состав продемонстрировал новый результат.

- С какими основными сложностями столкнулись за первый год работы?

- Я бы назвал это не сложностями, а спецификой региона, причем в данный момент. Основная особенность заключается в сложившейся монополизации ряда отраслей. Это касается и рынка финансовых услуг, и, например, продуктового ритейла. Убедиться в этом вы можете проанализировав доли на рынке основных его участников. Конкуренция в соседних регионах существенно выше, у потребителей больше выбор. Но нам удалось изменить ситуацию, доля ВТБ24 на рынке кредитования вырастет в этом году с 8% до 12%. Наша роль на рынке будет и дальше повышаться, ВТБ24 будет участвовать в развитии конкуренции в Курганской области. Этот вопрос очень актуален. На последней встрече с губернатором Алексеем Кокориным мы затронули эту тему. И с его стороны есть понимание важности и актуальности данного вопроса для региона. Очевидно, чем выше уровень благосостояния на территории, тем финансовой компании проще развиваться. В нашем регионе есть определенная ограниченность потребления, есть демографические негативные тенденции. Но, несмотря на это, нам есть над чем работать, и мы понимаем, в каком направлении развиваться.

- Вернёмся к вашей встрече с губернатором. Какие еще темы затрагивались на встрече?

- На данный момент объем размещенных группой ВТБ в регионе средств составляет более 8 млрд рублей, а привлекли мы приблизительно 1,7 млрд рублей. То есть мы инвестируем в регион на 6 млрд больше, чем привлекаем. Это, несомненно, полезно для Курганской области. Еще одна из тем, которая обсуждалась - имидж нашего региона. Периодически, во время рабочих встреч, я убеждаю людей, что в Кургане комфортная среда для жизни, есть возможности для развития, отличная транспортная доступность. Есть такой показатель – work/life balance – соотношение между работой и жизнью, здесь он может быть гораздо лучше, чем в крупных городах. В системе ВТБ24 Курган сейчас в списке регионов-лидеров. Наши сотрудники, например, победили в федеральном конкурсе MasterCard и съездили в Китай. Для команды эти успехи и победы открывают новые возможности.

- Как оцениваете инвестиционную привлекательность области?

- Об инвестиционной привлекательности не нужно бесконечно говорить, нужно брать конкретный проект и заниматься им. Например, мы, несмотря на кризис, открыли в этом году новый офис в Шадринске. В этом немалую роль сыграла заинтересованность администрации города и оказанная нам поддержка. Когда всё было хорошо, в 2010-2013 годы, в Шадринске не было офиса. Несмотря на ограничения по бюджету, мы всё же открыли офис в этом году. Почему? Потому что появилось сопровождение конкретными людьми, конкретная помощь. Пусть после этого Шадринск не стал зоной свободной экономической торговли, но мы разместим там дополнительно 50 млн рублей до конца года. Мы были заинтересованы в проекте. Когда инвестор видит заинтересованность в проекте на всех уровнях не на словах, а реальную, то он готов вкладывать средства. Повторюсь, нужно заниматься конкретными проектами.

- То есть проблема в системе привлечения инвесторов? Следует изменить подход?

- Мы должны учитывать такой аспект, как конкуренция между регионами. Это звучит странно, но тем не менее это так. Значит, нужно делать что-то, чего не делают в соседних регионах, которые более благополучны с точки зрения доходов или логистики. Если инвесторы находятся за пределами области, то не надо сидеть и ждать, что они сами к нам придут. Надо ехать к ним, рассказывать, везти сюда. Допустим, если привлечь 10 предпринимателей до середины 2017 года, то через три квартала будет уже 30 инвестпроектов. Через 3 года их будет 60, а это уже другая инвестиционная привлекательность. Еще важно дать предпринимателю заработать. Рынок должен быть ему интересен. И неважно занимается он хлебобулочной продукцией или запчастями. Должна быть готовность общаться с новым человеком, собственником, у которого есть идея. Готовность госорганов, банков. Наша область не на первых позициях по размеру бюджета, средней заработной плате, близости к федеральному центру. Давайте реально смотреть на вещи, критически на себя и начнем так работать.

- В Курганской области какие сферы бизнеса чаще обращаются в ВТБ24 за кредитованием?

- Если говорить о кредитовании малого бизнеса, то в нашем портфеле в основном торговый сектор, предприятия сферы услуг и небольшие производственные компании. Крупные производственные предприятия работают с ВТБ и конкурентами.

- Какие уникальные услуги предлагает ВТБ24 своим клиентам?

- На сегодняшний день самое актуальное для нас – индивидуальный подход при финансовом обслуживании, по сути, консалтинг. Мы консультируем клиента исходя из того, какие цели он ставит перед собой, какие у него планы. Например, приходит человек к нам в банк с деньгами и спрашивает ставки по депозитам. У него есть необходимость положить деньги в банк, сохранить, приумножить и когда-то ими воспользоваться. Задав ему ряд вопросов, вместо одного стандартного и известного всем продукта – депозит, со ставкой, например, 8% - я смогу предложить 3 разных продукта. При этом у клиента будет доходность 17% годовых, а не 8%. Это существенно более выгодно. Мы готовы рассказать про особенности каждого продукта - депозит, индивидуальный счёт, накопительное страхование жизни. Нет смысла продавать человеку то, что ему не нужно.

- Говоря о кризисе, многие экономисты утверждают, что «дно пройдено». Поведение курганских клиентов ВТБ24 уже начало меняться?

- Я считаю, что кризис – это событие, ограниченное во времени. А в российской экономике сложная ситуация второй год. И вообще надо определить, что такое кризис. Кризис с точки зрения доходов населения? Да, они снизились. Я считаю, что кризис – это общее настроение. Но не стоит впадать в крайности, надо продолжать работать.

- Тогда какое настроение у курганцев сейчас?

- В этом году активность наших клиентов гораздо выше. Вырос спрос на потребительские кредиты и ипотеку. Я считаю, что люди более рационально, прагматично подходят к расходам. Клиенты подстраиваются под ситуацию, но есть отложенные с 2014-2015 г.г. спрос, планы и идеи. Сейчас люди тратят более разумно.

- На следующий год уже составили план работы? Можете чем-то поделиться?

- У нас большие планы. В первую очередь, они связаны с тем, что мы будем активно наращивать кредитный портфель. Он будет увеличиваться за счёт обслуживания наших зарплатных клиентов. Будем уделять большое внимание карточному бизнесу. У нас лучшие карточные продукты на рынке. Также мы готовы рефинансировать дорогие кредиты, взятые вами ранее. Кроме этого, мы обсуждаем ряд новых для нас инфраструктурных проектов. Предлагаю в следующий раз более подробно поговорить о наших новых продуктах, без которых вы не сможете обойтись.  

Кристина Мыльникова, фото Анны Макаровой. Информационное агентство "Росмедиаконсалтинг"
Заметили ошибку? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
Написать комментарий

Читайте также