16 +

Дмитрий Серов: «В создании макрорегионов смысл есть!»

Дмитрий Серов: «В создании макрорегионов смысл есть!»

Координатор Экспертного клуба Зауралья, начальник информационно-аналитического управления КГУ Дмитрий Серов поделился с порталом «Область 45» своим видением ситуации по созданию в стране макрорегионов. 

- Воспринимать предложение по созданию «крупных пространственных структур — глобально конкурентоспособных макрорегионов, осуществляющих долгосрочные мегапроекты межрегионального сотрудничества» как шаг по будущему слиянию существующих субъектов Российской Федерации, думаю,  ошибочно. Речь  идет  не о создании единого территориального образования и укрупнения регионов страны, а о некотором  предстоящем переформатировании межрегиональной политики и, главное, роли руководителей федеральных округов.

Как вы помните, в свое время округа создавались для придания устойчивости Российской Федерации в целом, выполняя важную роль - блокирования регионального сепаратизма и обеспечения в России единого правового поля. С этими функциями  федеральные округа справились. Сейчас полпреды ведут очень нужную работу по контролю за исполнением указов и поручений Президента, важнейших  федеральных законов.

Однако время идет и, очевидно, требуется осмыслить опыт существования  института  полномочных представителей Президента и самих федеральных округов.  Мое мнение - назрел вопрос  иного плана – федеральным округам требуется придать не столько контролирующую, надзорную роль, сколько предоставить реальные рычаги экономического и административного характера.  Для той же Курганской области, которая достаточно долгое время борется за установление более низкого тарифа на электроэнергию,  это  может быть как раз выходом. Сейчас  регионы существенно отличаются  друг от друга по уровню бюджетной обеспеченности, по тарифам, по условиям развития социальной сферы. Это объяснимо, но мне кажется, мало справедливо.

Некоторые крупные территориальные образования имеют огромные природные ресурсы, обладают по сравнению со своими соседями сверхдоходами, и за все эти годы  мы, прямо скажем, не увидели  каких-либо серьезных проектов межрегионального сотрудничества в Зауралье, когда  крупный  нефтедобывающий регион, к примеру,  инвестировал  бы (причем  с выгодой) средства в экономику  соседа. Единичные примеры есть, но системы, к сожалению, нет. Никто не спешит предоставить Курганской области и более низкий тариф на электроэнергию, так как это связано с определенным регулированием этой сферы - тариф в Зауралье, условно, должен стать ниже, но где-то в другом регионе его необходимо будет немного повысить. Хотя он  все равно станет значительно меньше, чем  нынешний тариф в Курганской области. То есть усилий одних региональных властей в этом плане уже недостаточно. Федеральное правительство по ряду объективных причин не сможет оперативно и эффективно «расшивать» подобные вопросы в узком региональном масштабе.

Именно по этим причинам назрело создание на базе федеральных округов таких макрорегионов, которым под силу «развязывать узлы» накопившихся противоречий в региональной экономике. Более того, толкать экономику вперед. Для этого необходимо иметь конкретные рычаги влияния, обладать правом координировать деятельность администраций территорий, решая не узко региональные, а  общие проблемы. Этим, в принципе,  мог бы заниматься макрорегион и его руководитель. Причем совершенно согласен с некоторыми коллегами -  не надо  никаких слияний, объединений, перекройки карт. Федеральные округа  сложились  уже как территории, на которых  действуют определенные  годами  выработанные экономические связи, обусловленные общей историей,  природными  факторами и даже менталитетом. Есть в этом и управленческая целесообразность - невозможно эффективно контролировать и управлять слишком масштабным единым организмом. Думаю, макрорегион должен  базироваться на сложившейся  территориальной системе страны, на составе тех же федеральных округов и входящих в них регионов.

Поэтому я вижу  эту  идею как интересную и очень перспективную. Идею, которая  позволит  крепче связать экономики регионов, оказывать взаимную поддержку территорий, реализовывать крупные инвестиционные проекты. Это может быть еще одним шагом упрочения федеративного устройства страны, реализации масштабных региональных проектов. В этом смысл есть! 

21.01.2017
Служба информации телеканала «Область 45»

Комментарии

Валерий. 03.05.2017 08:47

Согласен, у Серова, в его рассуждениях, есть резон. Например, моя мысль была старая — Курганскую, нищую и дотационную область слить с Тюменской- богатой, в которой тарифы на ЖКХ ниже процентов на 50-70. А можно сделать УРФО единым экономическим округом, а не вотчиной представителей президента. Главные и основные статьи для жизнеобеспечения населения сделать равными и будет легче уже курганцам. Но… для этого же нужны предложения, идеи губернаторской команды, которая на этот вариант согласна, уверен — за кресла ведь свои болеют чиновники. Но здесь и наше население выигрывает. И не хрен ждать выборов — предложения можно подать и до выборов — у людей нет второй жизни ждать и не факт, что многие дождутся… Вперед.

3 мая 2017 г.


За своим комментом прослежу — не будет, следующий шаг — в прокуратуру.

Оставить комментарий


0.11468195915222