16 +

Борис Титов представит жалобы предпринимателей Владимиру Путину

Борис Титов представит жалобы предпринимателей Владимиру Путину

Уполномоченный по правам предпринимателей Борис Титов подготовил свой ежегодный доклад о проблемах бизнеса в России, который он в ближайшее время представит Президенту Владимиру Путину.  

Как сообщает РБК, у доклада более 30 соавторов, которые распределились по тематическим блокам. В одной из составляющих доклада — «Книге жалоб и предложений российского бизнеса» — обозначены 269 проблем и 600 вариантов их решения.

Торговля бумажками и размножение отчетности

Первый и один из самых объемных блоков проблем — контроль и надзор. По данным Минэкономразвития, число плановых и внеплановых проверок бизнеса, проведенных в прошлом году, составило 2 млн, пишет Титов. Однако опросы предпринимателей свидетельствуют о том, что на деле оно доходит до 10 млн, с учетом «всех видов контрольных мероприятий и административных расследований». Предприниматели, по словам бизнес-омбудсмена, не замечают снижения регулятивной нагрузки, о которой ежегодно отчитываются власти: с чиновниками согласны только 5,1% респондентов, а 56,1% говорят об увеличении числа проверок. Более половины предпринимателей (51%) считают, что наказания бизнеса ужесточились, и лишь 4,8% уверены, что они смягчились.

Данные Минэкономразвития основаны на официальных сведениях органов контроля. При этом сокращение проверок «не является самоцелью реформирования контрольно-надзорной деятельности и само по себе не может рассматриваться как однозначный признак, свидетельствующий о снижении административной нагрузки на бизнес», парирует представитель Минэкономразвития.

- Таким признаком может стать снижение нагрузки на добросовестный бизнес с одновременным ее увеличением на бизнес, систематически нарушающий требования законодательства, — подчеркивает она.

Зато свою эффективность доказал режим «надзорных каникул» для малого бизнеса, введенный в 2015 году. В некоторых регионах он помог уменьшить число плановых проверок почти вдвое. Однако запрет все равно нужно продлить еще на три года и в него следует включить все виды контроля и надзора, на которые сейчас каникулы не распространяются, считают они.

Бизнес-сообщество считает, что государственные и муниципальные учреждения занимаются «торговлей бумажками»: значительная часть платежей российских компаний идет на покупку сертификатов и экспертиз в госпредприятиях, а не в бюджет. Систему платных услуг в организациях с госучастием следует вообще упразднить, уверены авторы, а при проверках расходовать на подготовку таких документов деньги проверяющего ведомства.

Значимая проблема МСП — отчетность, формы которой продолжают «размножаться». Они «не гармонизированы друг с другом, противоречивы, и предприниматель вынужден многократно указывать данные, которыми госорганы уже располагают», указывают авторы, стратегию в этой сфере стоит «существенно пересмотреть».

Налоги как презумпция недобросовестности

В части налогов бизнес традиционно пожаловался на все тот же большой объем отчетности, высокую фискальную нагрузку и проверки.

В 2016–2017 годах количество форм налоговой отчетности не изменилось, говорится в ответе ФНС на запрос РБК. При этом три формы отчетности, ранее представляемые во внебюджетные фонды ФСС, ПФР и ФОМС, объединены в одну с сокращением количества показателей в 1,6 раза, указывает пресс-служба налоговой службы.

Авторы доклада подчеркивают, что налоговое законодательство приобретает «нарастающий санкционный уклон» и весьма нестабильно — бизнесу не хватает времени подстроиться под меняющиеся «правила игры».

Еще одна проблема бизнеса — арест расчетных счетов компании при выявлении налоговой недоимки, это парализует деятельность бизнеса, указано в «Книге жалоб». Пока идет судебное разбирательство, компания не может рассчитаться с контрагентами и собственными работниками, бизнес разрушается, а исход дела может быть решен и в пользу налогоплательщика, поясняет управляющий партнер компании «Лемчик, Крупский и партнеры» Александр Лемчик. Процессуальные меры, которые могут смягчить для бизнеса эту проблему, на практике работают плохо, говорит он. В докладе также призывают запретить взыскание налогов, не уплаченных организациями, с их менеджеров и бенефициаров. Сам по себе этот механизм имеет право на существование, считает Лемчик, но с учетом жесткой фискальной направленности налоговых проверок большинство предпринимателей предпочитают закрыть бизнес, чтобы не потерять все свое имущество.

Переход на онлайн-кассы еще не состоялся, но принесет целый ряд проблем, уверены предприниматели. Требования к их установке невыполнимы, и на деле внедрение онлайн-касс приведет к банкротству добросовестного бизнеса и уходу в тень, считают предприниматели.

Среди других проблем, указанных в «Книге жалоб», — высокий уровень страховых взносов для индивидуальных предпринимателей, завышенная оценка кадастровой стоимости недвижимости и неснижающийся уровень неналоговых платежей и сборов. Основные проблемы для среднего бизнеса — это презумпция недобросовестности и завышенная ставка взносов в фонды, подытоживает Александров из А2.

ФНС России не согласна с выводами, приведенными в докладе бизнес-омбудсмена, следует из ответа службы на запрос издания. Большинство изменений в законодательстве связаны с устранением пробелов и неясностей и направлены на снижение административного барьера. Количество выездных проверок ФНС сократилось с 67 тыс. в 2011 году до 26 тыс. в 2016-м, отмечается в ответе службы. Минфин не комментирует доклад, сообщили в пресс-службе ведомства.

Завышенные тарифы

Тарифы естественных монополий в России в среднем завышены на 30%, говорится в докладе. Проблема в модели тарифообразования: в цены монополий включается максимум затрат, в том числе неэффективных. Из-за этого в некоторых регионах тарифы растут быстрее инфляции.

Авторы доклада предлагают нормировать затраты монополий, сменить метод тарифообразования так, чтобы формировать тарифы только на федеральном уровне и устанавливать их не на год, а на шесть лет.
Еще одна проблема — дефицит железнодорожной инфраструктуры. Не хватает дорог, а на существующих много «узких мест», новые строятся медленно. В результате пути общего пользования перегружены, а услуги РЖД не соответствуют запросам потребителей.

Систему регулирования тарифов РЖД нужно пересмотреть в первую очередь, пишут эксперты. Сейчас она основана на так называемом тарифном коридоре, который позволяет монополии самостоятельно повышать тарифы для отдельных потребителей.

Мечты о банках

Необходимо ввести страхование средств малого и среднего бизнеса на 5 млн руб., ужесточить ответственность банков за «ненадлежащие операции по счету» и поставить агентство по страхованию вкладов (АСВ) в третью очередь кредиторов при банкротстве банков, пишут авторы доклада. Они также предлагают «значительно повысить качество надзора».

Но ставить АСВ в третью очередь кредиторов нелогично, так как корпорация использует средства Центробанка для выплат вкладчикам, говорит глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков.
- Как-то АСВ должно возмещать эти средства, и по большей части это реализация имущества банков, — указывает он.

В свою очередь, ведение страхового возмещения для малых предприятий уже назрело — такая мера есть во многих странах, говорит управляющий директор Национального рейтингового агентства Павел Самиев. Но есть большой риск, что страхование малого бизнеса существенно увеличит нагрузку на банки и ЦБ (с 2015 года регулятор финансирует дефицит Фонда страхования вкладов, так как поступающих от банков взносов не хватает на выплаты). Под страхование малого и среднего бизнеса в случае гарантирования 1,4 млн попадает всего 2,4 млрд руб., подсчитал Аксаков. Это немного, но «для страхования на сумму 5 млн руб. потребуется куда большая сумма», отмечает он.

Сомнителен и пункт по ужесточению ответственности банков за ненадлежащие операции, говорит Самиев: дать определение таким операциям трудно, тем более для банков и так действуют правила, из которых вытекает, какие операции для них допустимы, а какие нет. Инициативы по качеству надзора и по ответственности банков «за операции по счету» — слишком общие требования, которые носят больше характер лозунгов, полагает директор по банковским рейтингам АКРА Кирилл Лукашук, в таких формулировках их вряд ли рассмотрят по существу.

Технологии, строительство, сельское хозяйство

Производители продуктов питания страдают от излишнего контроля, пишут авторы доклада. Электронная ветсертификация (ЭВС), которую планируется внедрить с 2018 года, повлечет за собой двойную финансовую нагрузку на предприятия.

Аппарат Титова в своем докладе также встает на сторону критиков «закона Яровой», согласно которому с июля 2018 года операторы должны будут хранить аудиозаписи звонков своих пользователей, содержание их переписки и т.д. Ноябрьское поручение президента об уточнении этапов применения закона не выполнено, отрасли грозит ущерб минимум в 4,5 трлн руб., указывают авторы (такую оценку ранее давали Минкомсвязи и ФСБ). 

24.05.2017
Служба информации «Область 45». Фото с сайта РИА "Новости".

Оставить комментарий


0.11259603500366