По данным опроса, проведенного Счетной палатой в 74 регионах России, 48% респондентов не устроило качество социального обслуживания, а 49% сочли его недоступным.
Согласно экспертам, пишут «Известия», у граждан есть объективные основания быть недовольными. В результате оптимизации сократилось количество центров социального обслуживания. Перечень услуг скуден, а компетенция соцработников порой оставляет желать лучшего.
Профессор кафедры труда и социальной политики Института государственной службы и управления РАНХиГС Любовь Храпылина объяснила ситуацию низкими зарплатами в сфере соцобслуживания. Работать туда, с ее слов, зачастую идут люди, у которых нет иного выбора. На доступность и качество помощи повлияла и оптимизация организаций социального обслуживания. По данным Счетной палаты, в 2013 и 2014 годах таких организаций стало на 110 меньше. За 2014 год численность работников сократилась на 53 тыс. человек, при этом получателей услуг стало на 6% больше. В результате нагрузка на одного соцработника выросла с восьми до девяти человек, а к 2018 году она должна составить 11 человек.
Свои предложения по улучшению доступности социальных услуг выдвинули 60% участников опроса Счетной палаты. Респонденты считают, что нужно упростить процедуру оформления документов, создать новые центры социального обслуживания и ужесточить отбор соцработников. На федеральном уровне меры по улучшения качества оказания услуг были приняты в январе 2015 года, со вступлением в силу закона «Об основах социального обслуживания». Он предполагает переход от потребительской модели (раздачи продуктов) к модели активного сотрудничества, когда с помощью соцработника решаются жизненно важные вопросы, касающиеся образования, здравоохранения и трудоустройства.