Владимир Овсянников: «Для стабилизации ситуации нам нужно дополнительно 300 миллионов в год»

Владимир Овсянников: «Для стабилизации ситуации нам нужно дополнительно 300 миллионов в год»

Исполняющий обязанности генерального директора АО «Водный союз» Владимир Овсянников в интервью информационно-деловому порталу «Область 45» рассказал о субсидии в 150 миллионов рублей из городского бюджета, изношенности сетей, многомиллионных долгах и работе в убыток. 

- Почему размер субсидии, которую выделил бюджет города, сократился? 

- На самом деле, мы не думали сокращать, планировали израсходовать всю сумму. Но решение о ее предоставлении затянулось, и у нас не остается времени на реализацию всех мероприятий. При этом деньги к нам могут прийти в конце октября. В правилах предоставления субсидии прописано, что необходимо провести экспертизу сметной стоимости в департаменте строительства. В результате обратились туда только 2 августа. Документы будут рассматривать 30 дней. На выполнение работ времени остается катастрофически мало. Самые объемные работы сделать в этом году не сможем. Сколько денег нам перечислят, на такую сумму и будем работать.

- На какие цели будут потрачены эти деньги?

- Средства пойдут только на капитальный ремонт сетей и оборудования. Это прописано в правилах предоставления субсидии.

- Получается, на работы, которые в этом году не успеете сделать, деньги будут потрачены в следующем году?

- Нет. Данная финансовая поддержка предоставляется только на год. Отчетность мы должны предоставить не позднее 28 декабря. К этой дате все мероприятия, о которых мы отчитываемся, должны быть полностью выполнены. Все, что мы не освоим - вернем.

- На следующий год условия предоставления субсидии останутся такими же?

- Мы не знаем точно, будет ли субсидия на 2018 год. Никаких других сроков не оговаривается.

- Эта субсидия исправит положение дел?

- Сама сумма – 150 миллионов рублей – не панацея. Мы ежегодно обращаемся за экономически обоснованным тарифом, и наша сумма получается больше расчетов, которые нам утверждают. Год от года мы предлагаем разные варианты, но, тем не менее, сумма утверждается в тарифных решениях меньше. Причем закладываем в свои планы только те работы, которые позволили бы сохранять существующее положение дел. Разговор о полной реконструкции или строительстве не идет, только о текущей деятельности по поддержанию сетей. Глобальные изменения производственной программой не предусмотрены. Это должна быть уже инвестиционная программа. А это совсем другая история и другие деньги.

150 миллионов – хорошая поддержка была бы, если бы ее получили. Но всех проблем она бы не решила. Ни этого года, ни последующих лет. Во-первых, она одноразовая, во-вторых, даже если бы эта сумма выделялась каждый год, то все равно было бы недостаточно.

- Выходит, что нужно повышать тариф для населения?

- Это один из путей. Другой вариант – субсидирование на льготной и постоянной основе. Возможно, это могла бы быть какая-то программа. Она позволяла бы эффективно финансировать не за счет повышения тарифов, а за счет других источников. Мы выходим с предложениями повышения тарифа, будет ли он увеличен или нет, решают государственные органы.

- А если выйдет так, что ваше предложение примут, тариф для населения повысят, не боитесь негативной реакции людей?

- А какой способ решения? Для того, чтобы стало лучше, нужно ситуацию менять кардинально. Но если делать то же самое, что и всегда, трудно получить другой результат. Да, необходимо обновлять сети, устаревшее оборудование, строить другие очереди очистных сооружений, проводить дополнительные мероприятия по строительству. За счет чего это делать? То, что мы сейчас собираем по тарифам, а наша отчетность прозрачная, можно увидеть, на что и куда мы потратили, не хватает на покрытие всех расходов. Наши внутренние затраты – заработная плата. Она меньше средней зарплаты на 30% по Кургану. Это создает огромные трудности. Нам нечем заинтересовать хороших специалистов. В Кургане мы работаем с 2013 года, с тех пор фонд заработной платы у нас не вырос.
Плюс есть долги, которые бьют по предприятию. На 1 июля 2017 года бюджеты всех уровней и физические лица должны 280 миллионов 432 тысячи рублей. У нас идет постоянное увеличение задолженности. Это скопилось с годами. Даже если эти долги вернут, они не помогут. Нам для стабилизации ситуации нужно порядка 300 миллионов в год дополнительно.

- Как получить эти долги?

- Население – это самый трудный объект для требований. Отключать по закону их нельзя. Если юридические лица, которые не платят, мы отключаем, то с горожанами так поступить не можем. Претензионная деятельность ведется. На руках есть исполнительные листы, но судебные приставы не могут взыскать долг с абонента. Люди отказываются платить или не могут, а ресурсом продолжают пользоваться. На протяжении всех этих лет наша деятельность убыточна. Если сначала мы могли привлечь кредитные средства, то сейчас ни один банк или инвестор нам денег не даст, так как не понятен механизм возврата этих средств.
Здесь либо в тарифе должен появиться источник возврата, либо будет какое-то субсидирование.

- Пока ситуация не разрешится, курганцам стоит ждать новых отключений воды?

- Отключений воды можно ждать в любом случае. Это возможно на любых сетях. Даже там, где давно занимаются восстановлением сетей, аварийные ситуации не исключены. Но в нашем случае их вероятность выше. К тому же у нас низкие возможности для их оперативного устранения. Одно дело – большой запас материалов на складе, техника, персонал. К сожалению, у нас этого нет.

- Из этого вытекает другая проблема: раскопки, которые мешают водителям и пешеходам. Как их ликвидировать?

- Когда встает вопрос, что сделать в первую очередь, то устраняем те аварии, из-за которых исчезает водоснабжение. Если есть утечка, но вода не отключена, то это идет во вторую очередь. И только потом работаем над благоустройством. Раз у нас деньги потрачены на устранение аварий, а других нет, то раскопки у нас не ликвидированы. И эта проблема нарастает как снежный ком: идут наказания за невыполнение, финансов становится меньше и их не хватает на ликвидацию аварий. Когда администрация Кургана корректировала правила благоустройства, мы предлагали внести изменения и перенести срок восстановления зимних раскопок до 1 июля вместо 1 июня. Если бы нам дали возможность на месяц отодвинуть эти работы, было бы легче. Грунт у нас промерзает на глубину около 3 метров и долго оттаивает. Раскопка, которая делалась зимой, может быть заасфальтирована, но лед растает, и она просядет.
Однако, даже если есть бюджет на благоустройство, по срокам мы можем не успеть. Например, за зиму сделали 200 раскопок, то за месяц не восстановим их.

- С дорожными организациями согласовываете графики ремонтов?

- К сожалению, мы не можем совместить наши графики работ. Планы ремонтов магистралей нам говорят тогда, когда мы уже в своих планах ничего поменять не можем. Когда идет серьезная модернизация дороги, то реконструкция сетей должна быть такой же. Нам нужно об этом знать в начале зимы, и мы понимаем, что на это средства будут, тогда успеваем подготовиться и сделать все свои работы. А дорожники - свои.

- Наладить эту систему можно?

- Думаю, сделать можно все. Если система планирования будет меняться, то систему возможно отладить. Мы каждый год планируем ремонты, но аварии нас выбивают из колеи. Исключения – мероприятия по инвестпрограмме. Там понятны источники финансирования, сроки.

- На 2018 год будете выходить с предложением о повышении тарифа на холодное водоснабжение?

- Как обычно будем. Мы каждый год предоставляем свои расчеты. Считаем свои предложения экономически обоснованными. Самое большое повышение тарифа было 7%. Это не догоняет инфляцию. Если годами было недофинансирование отрасли, она постепенно съедала запасы прочности сетей, оборудования, и это ничего не восстанавливалось, то все пришло в упадок. Общий процент износа сетей увеличивается с каждым годом. Полной замене подлежат 76% сетей водоснабжения, а канализации – 93%. Там не осталось ничего живого. Чтобы это изменить, нужно принимать кардинальные меры. Надеемся на лучшее, но одним нам с этой ситуацией не справиться.  

Елена Вагаренко, фото Анны Макаровой, служба информации «Область 45».
Заметили ошибку? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
2 комментария
потребитель
16.08.2017
Одна и та же директорская песня в течение 30 лет, но роют все в одних и тех же местах, одни ржавые трубы меняют на другие такие же ржавые трубы — вот таким способом и осваивают бюджетные деньги, а другим способом не пробовали? и чуть что отговорка — население не платит, хотя раньше и счетчиков не было, население оплатило свою воду до конца 21 века «по нормативам», интересно в каких карманах осели эти деньги?
Думающий
16.08.2017
Одно не понятно, почему всем известные господа собственники «водного союза» не отказываются от такого невыгодного бизнеса? Прям мазохизм какой-то.
Написать комментарий

Читайте также