Жизнь русского на Западе. Курганский голландец - о коррупции, жизни инвалида и пирожках

Жизнь русского на Западе. Курганский голландец - о коррупции, жизни инвалида и пирожках

Корреспондент «Область 45» встретился с Дмитрием Черданцевым – курганцем, много лет живущим в Голландии. Говорили о разнице в менталитетах, быту, медицине и отношении к россиянам на Западе.

 

Из России ежегодно за последние 5 лет уезжают почти 150 тысяч человек. Статистика фиксирует, что это образованные люди из благополучных семей. Можно по-разному расценивать эмиграцию, но закрывать глаза на этот факт невозможно.

Что же привлекает россиян в жизни за рубежом, с какими проблемами им приходится сталкиваться и  что стоит перенять России у Запада - об этом и не только мы поговорили с бывшим жителем Кургана, а ныне гражданином Голландии Дмитрием Черданцевым.  

Сразу скажем, интервью – лишь субъективное мнение одного человека. И кто-то, возможно, считает иначе или сталкивался с другой ситуацией. Но мнение Дмитрия, по крайней мере, интересно и стоит того, чтобы с ним познакомиться.

Дмитрий, уехал в Голландию почти 15 лет назад. Он инвалид, и одним из главных мотивов уехать стал более высокий уровень медицины. Два года назад Дмитрий получил голландское гражданство. Родину он не забывает, как минимум, раз в год старается приезжать в Курган. Во время одного из таких визитов мы с Дмитрием и встретились.

 - Дмитрий, чего российского или, если хочешь курганского, тебе не хватает в Голландии?

- По памятнику Ленину или какому-то другому месту точно не скучаю. А вот по людям – да, очень. Их не хватает. Хотя семья и друзья ко мне часто приезжают, это помогает не скучать. Из курганских воспоминаний остались посиделки с друзьями на кухне. Именно на кухне, не в гостиной, ни в каком-то кафе, а именно в домашней атмосфере.  Помимо родных, с добротой вспоминаю мою первую учительницу Марию Иосифовну Белобородову из 30-й школы — это самый добрый и изумительный человек, которого я встречал.

 - За границей, говорят, сложно бывает привыкнуть к местной кухне. Подтвердишь или опровергнешь?

- В принципе, в Голландии национальная кухня похожа на русскую. Это картошка с мясом, гороховая каша с копченостями и многими сортами мяса. Еда тоже очень калорийная, потому что голландские моряки надолго уходили в море, и там было холодно. Может, поэтому, когда я готовлю русскую еду, она нравится всем голландцам. Селедка под шубой, например, не может не нравиться, потому что селедка — национальная голландская рыба, которая во многих блюдах присутствует. Есть, конечно, некоторые продукты, по которым скучаю. По холодцу, по горчице - острой, настоящей, чтобы аж слезы из глаз брызгали. По грибам белым, маслятам, но особенно по груздям со сметаной и луком.  Я сам готовлю, поэтому пельмени, борщ всегда делаю. Даже когда мама приезжает из России, заказывает борщ. Мы с ребятами в Голландии устраиваем русские вечера, и тогда я делаю еще пирожки с луком с яйцами.

 - Чем голландцы отличаются от нас, россиян?

- Я приехал в Голландию в 2004 году, это как раз было тяжелое время после озлобленных 90-х, сейчас люди добрее стали в России, чем раньше. Так вот тогда в Голландии мне все пытались помочь. Я думал, что им от меня надо, у меня ничего нет, с меня нечего взять, зачем они хотят мне помочь. Люди просто хорошие, такие, какие раньше были  в Советском Союзе. Отзывчивые, душевные. Я помню те времена, как мы во дворе жили, все соседи друг другу помогали. Например, один отец возвращается домой и с ватагой ребятишек идет на пляж со всеми. Сплоченность была. В Голландии все это осталось. Идет практически официальная политика — помощь друг другу, соседи - соседям. Мы постоянно стараемся помогать друг другу. Если у меня сосед заболевает, то я предлагаю сходить в магазин. Так же и мне предлагают. У меня есть соседка, бабулька, у неё началась деменция. Она ничего не помнит, выходит из дома, говорит, что это не ее дом. Социальные службы приезжают несколько раз в день, привозят ей еду из ресторана, это все государство ухаживает за ней. Но между этими промежутками она бывает потеряна. За ней присматривают соседи и я. Есть телефонный номер, если что-то случается, я звоню на него, чтобы выезжали медицинские работники.

 - Кстати, про медицину. Как там с этим дело обстоит? Дорогая страховка?

- Страховка стоит в месяц 108 евро, из них 86 евро оплачивает государство, потому что у меня есть проблемы со здоровьем, установлена группа инвалидности. Для меня все лекарства бесплатны, независимо от стоимости, но по назначению врача. Также бесплатны все медицинские операции, процедуры, массаж.

 - А есть еще какие-то льготы, пособия?

- Я получаю пенсию. Ее размер 1800 евро, еще ежегодные добавки около 3 тысяч евро. Еще каждый житель Голландии получает 13-ю пенсию и зарплату от государства. Из льгот - бесплатное такси. Есть 2 компании — по региону и по всей стране. Вызываешь, и в течение часа к тебе приходит машина. Можно трехразовое питание получать бесплатно, но я люблю сам готовить. Несколько часов в неделю оплачивается домработница — убирает, стирает. Тем, у кого более сложное заболевание, им оплачивают путешествие. Например, на Канарские острова. Они 2-3 месяца в году могут проводить там. Оплачивается отель, питание, расходы - 150 евро в день. Кстати, пару месяцев назад читал в «The New York Times», что голландская медицина самая лучшая в мире. Я раньше думал, что это Швейцария, Норвегия, может быть Швеция, но оказалось, по внедрению самых передовых медицинских технологий для населения - Голландия.

 - В чем успех Голландии, чем она лучше или хуже России? 

- В Голландии намного меньше бюрократии, более грамотный подход к внедрению всего нового. Там поступают хитро — собирают достижения со всего мира. В Голландии, например, каждый студент отправляется на практику заграницу. Он самостоятельно выбирает страну, где хочет получить новые знания. Они там находятся полгода или год и, вернувшись, делятся новыми знаниями и достижениями. Думаю, что и в знаменитый курганский Центр Илизарова они тоже приезжают, потому что Курган во всем мире славится достижениями в области ортопедии и травматологии. В Кургане студент возьмет что-то лучшее и внедрит в Голландии. Я считаю, что это умная государственная политика. По крупицам собираются знания и очень быстро внедряются.

Еще Голландию от России сильно отличает отсутствие коррупции. Здесь ее практически нет. Не помню, чтобы были скандалы. Коррупционер  в Голландии — это позор всей семьи, никто из знакомых и соседей руки не подаст и здороваться не будет. Долго будут вспоминать: «а, это тот, которого взяли за коррупцию». И даже у однофамильцев будут подозрительно спрашивать, а не родственник ли вы тому, которого в коррупции уличили.

 - Дима, на твой взгляд, коррупция – главная проблема России? 

- Безусловно. Коррупцию и страшнейшее воровство считаю главными бедами России. От этого становится очень обидно, потому что у меня друзья в России, они работают в разных сферах и рассказывают ужасные вещи. И ты понимаешь, что это идет на государственном уровне. Один из последних случаев, чтобы получить лицензию, например, на оптовую торговлю спиртным, ты должен на определенный счет внести бешеную сумму денег, сотни тысяч рублей, и без этого тебя даже не будут рассматривать. Куда эти деньги идут? И все знают об этом. Самое страшное, что знают , но ничего не делают. Меня это поражает. При этом многие большие чиновники ругают Запад, а у всех дети живут в Европе, в Америке.

 - В вашей стране кто-нибудь живет?

- Да. Дочь Путина замужем за гражданином Голландии. Еще блюстительница нравов госпожа Мизулина отправила детей — одного сына в «прогнившую» Голландию, а второго в Бельгию, видимо, тоже «прогнившую».

 - После брэкзита в Великобритании и решения о выходе из Евросоюза, что говорят в  Голландии, не собираются выходить из ЕС?

 - Никаких разговоров об этом не ведется, хотя в стране всегда существовала часть людей, кто был против вхождения Голландии в ЕС. Почему? Когда были гульдены, власти обещали, что на курс это не повлияет, но оказалось, что произошла инфляция, цены чуть-чуть подросли, но они каждый год корректируются. Реальные доходы населения не снизились. Некоторые еще возмущены, что Голландия очень богатая страна, но приходится помогать другим дотационным странам. Например, когда был кризис в Греции, каждый житель страны в пересчете отдал 18 тысяч евро с человека. Но эти деньги не пошли на решение проблемы. На самом деле, как говорят в народе, правительство проворовалось. А на эти деньги могли быть построены многие объекты. Когда приезжаешь в дотационные страны, такие как Испания, Португалия, Чехия, Венгрия, везде стоят таблички — парк, дорога, мост построены на деньги Евросоюза.  В ЕС деньгами помогают Голландия, Германия, Бельгия, Дания. Но важно чувствовать какую-то отдачу и от этих стран, а люди ее не видят. Не всегда люди довольны, но это небольшой процент. В принципе, большинство населения, так же как и я, видим будущее Евросоюза, и что все будет хорошо.

 - Как решается проблема с мигрантами и настолько ли она ужасна, на твой взгляд?

- То, что писали в России, совершенная неправда. Из 5% раздувается 100%. Конечно, миграционный кризис есть. Ничего хорошего в этом нет, когда толпы людей начинают переселяться. Власти взяли эту ситуацию под контроль, потому что надо попытаться помочь людям. Но сейчас очень многих высылают, даже тех, кто в помощи не нуждается. У нас их называют «хлюкзюкерс» - искатели счастья. Эти люди не имеют никаких прав остаться, они не беженцы, их не преследовали, они не бегут от войны, поэтому этих людей высылают обратно. Сейчас наши голландские министры ездят по странам Африки, потому что много беженцев оттуда, и обсуждают помощь этим странам, если они будут обратно принимать тех беженцев, у кого нет никаких прав на получение вида на жительство. Будут оказывать финансовую поддержку этим странам. Я считаю, это намного лучше, главное только, чтобы коррупция в этих странах не съедала эти деньги. Но если деньги будут направляться на определенные проекты, то этого удастся избежать.

 - Расскажи о городе Гронинген, в котором живешь. Он больше Кургана?

- По количеству населения он в 2 раза меньше Кургана. Он очень аккуратный и ухоженный. Гронинген называют «Мировой столицей велосипедистов». Город студенческий. Около 50 тысяч студентов со всего мира приезжают учиться в Университет Гронингена. Русских студентов много. Иногда идешь и слышишь русскую речь, родители приезжают устроить детей в университет и самим посмотреть на город.  В августе приезжают новые студенты и везде проходят студенческие обряды, бывает, очень смешные. Полиция спокойно на это  смотрит. Кстати, у Голландии полиция очень дружелюбна, и ее уважают. Проводится много концертов. Очень веселый город, все по-доброму.

 - Культурная жизнь в Голландии отличается от российской?

- Я не могу сказать, что сильно отличается. Пожалуй, это то, что роднит наши страны. Последний раз был на постановке Рижского русского театра «Соня», про блокадный Ленинград. Это «взрыв мозга», было очень интересно, вначале смешно, а потом весь зал плакал. Спектакль шел на русском языке, но чтобы было понятно, на экранах был перевод на голландский язык, поэтому зрители смотрели на едином дыхании постановку. Не было разницы языков.

 - Как в Голландии относятся к России и ее жителям?

- На самом деле в Голландии очень любят Россию. И этой любви сотни лет -  еще со времен правления княгини Анны Павловны, которая была королевой Нидерландов. Ее очень любили подданные. В ее честь в Голландии назвали город, есть памятники и скульптуры. Думаю, нашим странам стоит более тесно контактировать, как на почве культуры, образования, так и на уровне неприятия коррупции, воровства. Не знаю, как там на политическом уровне, но обычные жители ничего против России не имеют и уж точно не обвиняют нашу страну ни в чем. В этом смысле западные санкции и прочие попытки Запада очернить Россию понимания у простых голландцев не находят.

 

Татьяна Андреева. Cлужба информации "Область 45". Фото из личного архива Дмитрия Черданцева
Заметили ошибку? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
1 комментарий
вася
21.05.2018
Не ищите чудес заморских, а создавайте свои, более чудные. Так вот.
Написать комментарий

Читайте также