Михаил Байкалов стал артистом труппы Курганского театра драмы год назад. За этот короткий срок он успел раскрыться не только перед зрителями, но и перед режиссёрами. Михаилу досталась главная роль в спектакле «Морфий». Верит ли артист в судьбу и что думает о скучных спектаклях – в интервью «Область 45».
- Михаил, как прошёл первый год в труппе Курганского театра драмы? Были ли трудности?
- Год пролетел очень насыщенно, ярко. Много событий. Были, конечно, трудности вхождения в первую роль. Это всегда после выпуска из института очень волнительно. Новый коллектив, непривычно разновозрастный и разноплановый. 4 года я был со своими ровесниками, а потом пришёл в профессиональный театр. Это в любом случае стресс.
- Роль Полякова в спектакле «Морфий» появилась неожиданно в вашем репертуаре?
- Неожиданно – не то слово. Внезапно свалилась (смеётся. Прим. автора). Первые эмоции – ужас, паника, радость. Роль бесспорно тяжелая, ведь на её изучение был выделен короткий период.
- Быстро адаптировались?
- Ещё адаптироваться и адаптироваться. У меня было полтора дня и прогон перед спектаклем в Брянске. Думаю, к тому времени, как «Морфий» будет на курганской сцене, я смогу подготовиться ещё лучше.
- Не считаете, что у этой роли есть какая-то магическая сила? Уже второй её исполнитель меняет место работы.
- Всё зависит от человека. Если ему нужно уйти – он уйдет. Исполнители других ролей тоже меняли место работы.
- Вы верите в судьбу?
- Вообще, да. В тот момент, когда, как мне казалось, я принимал правильное решение – жизнь начинала меня вести. Возможно, так мозг человека устроен. Мы оправдываем любые события в жизни чем-то со стороны. Я верю, что всё идет, так как должно быть.
- Почему решили связать свою судьбу с театром?
- Это было моё желание. Я долго к этому шёл. Начинал в Кургане с театральной студии. Но после школы поступил в КГУ на специальность «Экология». В тот момент это мне казалось интересным, но спустя три года понял, что это не моё. Попробовал поступить в Питер, но пришлось вернуться, восстановиться в КГУ. Тогда я снова убедился, что иду не по своему пути. Решил поступать в театральный вуз. Всё получилось.
- Как зрителю, что вам неприятно видеть на сцене?
- Мой мастер всегда говорил: любое искусство имеет право быть, кроме скучного. Я с ним согласен.
- А скучное искусство - это какое?
- Представляете, вы приходите в зал, садитесь, артисты выходят на сцену – а ничего не происходит. Вы проваливаетесь в «кисель», думаете о своих проблемах, например, «выключила ли я утюг?». Вам неинтересен спектакль, неинтересна история, может быть, вы даже вздремнули. Если после спектакля у вас ничего не изменилось, то зачем он? А если он вызывает эмоции, пускай даже негативные, то значит, он что-то изменил.
- А кто виноват в скучных спектаклях?
- В этом, так или иначе, виноваты все. Потому что театр – дело коллективное.
- Театральная сцена изменила вас как человека?
- Конечно! Я за всю жизнь не выходил столько лет на сцену, сколько за этот год. Я стал увереннее, потому что первые выходы вызывали большую панику. Сейчас мандраж поутих.
- Какая высшая награда для артиста?
- Наверное, это оставить что-то в душах зрителей, чтобы они не ушли пустыми. Если ты повлиял на одного человека – это уже что-то значит.
- Как вы считаете, за какими людьми будущее театра?
- За теми, кто живёт и дышит театром. Это люди болеют не собой в театре, а театром, как искусством. Думаю, за такими людьми всегда будущее. Нужно любить искусство в себе, а не себя в искусстве.
- А вы хотите что-то изменить в театре?
- Для начала, я хочу найти своё место, понять, что необходимо менять.
- Наступает ли такой момент, когда актёр понимает, что он на своём месте?
- Возможно, наступает, но я ещё слишком мало нахожусь в театре, чтобы ответить на этот вопрос.