Объем бюджетных средств, направляемых от акцизов на бензин и масла в Федеральный дорожный фонд (ФДФ), с 2021 года предлагают сократить почти в два раза, пишут «Известия».
Соответствующий законопроект разработали в Министерстве финансов.
Сейчас, согласно Бюджетному кодексу, в дорожный фонд должно поступать 83% от таких платежей. Однако с 2017 года это правило было приостановлено. До конца 2020 года из бюджета в ФДФ будет перечисляться меньше денег: в 2018 году — 54%, в 2019 — 37%, в 2020 — 36%.
В законопроекте говорится, что средства, сэкономленные на транспортной инфраструктуре, могут быть направлены на другие расходы федерального бюджета. В том числе и социальные. Если предлагаемые изменения вступят в силу, в через 3 года ФДФ не досчитается 340 млрд рублей.
В Министерстве транспорта в сокращении отчислений в ФДФ не видят угрозу для качества дорог. В ведомстве это объяснили переходом на стопроцентное финансирование федеральных трасс по установленным на их содержание и ремонт нормативам.
Состояние федеральных трасс в данный момент близко к нормативному, и если федеральный дорожный фонд хотят сократить в пользу региональных дорог, то российская инфраструктура от поправок только выиграет. Если же речь идет о чистой экономии, то отрасль может столкнуться с негативными последствиями, полагает эксперт Алексей Журбин.
В то же время рентабельность бизнеса в отрасли оставляет желать лучшего, о чем свидетельствуют постоянные банкротства дорожно-строительных компаний. Финансовое состояние предприятий может сильно пошатнуться, если правительство выделит на дороги меньше денег, добавил Журбин.
Впрочем, вряд ли в планы правительства входит экономия на дорогах ради финансирования остальной экономики, считает вице-президент «Опоры России», председатель комитета по организации по транспорту Глеб Киндер. Скорее всего, в фонд будут перечислять меньше акцизов, одновременно наращивая финансирование региональных дорожных фондов. Что касается перспектив недофинансирования федеральных трасс, то «Росавтодор» и Минтранс должны понимать связанные с этим риски. Поэтому какие-то трансферты из федерального бюджета на решение этих задач должны быть предусмотрены, уверен эксперт.
В 2017 году из дорожного фонда на ремонт и содержание федеральных дорог было направлено 263 млрд рублей, на их строительство и реконструкцию — 255 млрд. Еще 109 млрд было предоставлено бюджетам субъектов на муниципальные и региональные дороги, остальные средства пошли на менее существенные нужды.