Курганский художник Юрий Прожога к 340-летнему юбилею Кургана создаст столько же рисунков с видами города. Работа над картинами уже идет. Автору осталось нарисовать 59 скетчей.
Рисунки с видами города Прожога выкладывает в группу «Метакурган» социальной сети «Вконтакте». Здесь и портреты домов, и жизнь городских памятников, и панорамные скетчи Кургана. В интервью порталу «Область 45» художник рассказал о своей работе, искусстве и любимых местах в городе.
- Юрий Анатольевич, рисовать наш город сложно?
— Нью-Йорк, думаю, было бы сложнее, в домах окошек больше.
- Как вы выбираете тему будущего рисунка? Гуляете по городу и видите сразу сюжет?
— Не выбираю, не готовлюсь заранее. Всё происходит спонтанно, бессистемно. Темы иногда замечаю на улице, иногда достаю из своего мозгового компьютера, иногда пишу рифмованные реминисценции и, отталкиваясь от них, готовлю картинку. Работа происходит мимолётом и делается «на коленке левой пяткой» при наличии минутки свободного времени. Понятие «белого листа» — не совсем моё. Я — цифровой рисовальщик, большинство картинок созданы пальцем на айпаде. А то, что сделано на бумаге — проходит цифровую термическую обработку. Однако традиционных средств рисования я не чураюсь.
- Есть ли уголок Кургана, который вы еще не нарисовали?
— Есть, но скоро не будет (улыбается). К тому же одни и те же уголки можно рисовать бесконечно, в разное время суток, в разные сезоны и погоды. Всё нарисованное наношу на карту Google.
- Курганцы в социальных сетях позитивно встречают ваши рисунки. Через свои работы вы хотите показать красоту города или что-то большее?
— Проект можно называть «Картинки для ностальгирующих курганцев», которые уехали. Просят нарисовать дома, в которых жили. Хотя этот проект — не столько художественный, сколько — концептуальный. В нём главное — идея: нарисовать 340 разных по стилистике картинок про Курган. О художественности я не задумываюсь, а на некоторых работах откровенно черкаю, ляпаю, мажу. Но и такое творчество, вероятно, многим нравится. Надеюсь, когда-нибудь количество перейдёт в иное качество — живопись на холсте, к примеру или станковую графику.
- Вы вспоминаете и облик старого Кургана. Каким он был в вашей памяти? Сейчас лучше или хуже?
— Сравнивать не буду. В детстве всегда лучше.
- Что окружает вас в момент творчества?
— Рисую везде, не обязательно за столом. Со мной айпад и смартфон, этого достаточно. Но когда совсем уж невмоготу и хочется вернуться к первобытному состоянию — достаю из сумки альбом с карандашами.
- Можно ли научиться видеть необычное в обычном?
— Видеть необычное в обычном элементарно. Но сначала нужно намешать в одном флаконе литературу, кино, музыку, музей, театр и потом пить всю жизнь эту смесь мелкими глотками, доводя себя до состояния измененного сознания. Голова должна быть бурлящим котлом нейронных связей, только подкидывай топливо и — вуаля.
- В интервью 6 лет назад, вы сказали, что «провинциальность искусства начинается тогда, когда в Российской академии искусства живописи учат китайцев, а преподает им кореец». Сейчас придерживаетесь такого же мнения?
- Тот чистой воды стёб подразумевал понятие «провинциальности искусства» как потерю традиции. Но, как говорится, в каждой шутке есть доля шутки. Для меня провинциальность не имеет отрицательной коннотации, это, скорее, метафизика, в отличие от диалектически развивающейся метрополии. Представьте: вы мчитесь на поезде, сходите на тихом полустанке, остаётесь там жить. Изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год видите одно и то же. Но в этой «одноитожести» со временем начинаете замечать новые разные оттенки цвета и света: после дождя, на снегу, ночью, в грозу. Привычные виды, но всегда разные. Поэтому проект и называется «Метафизика Кургана», как подсказал мой друг «радиокурганец» Владимир Олейник, апологет русской и зарубежной литературы.
- Не секрет, что из Кургана уезжает молодежь. Как остановить ее? Или это естественное движение?
— Рыба ищет где глубже, а молодежь — где лучше. Это как второй закон термодинамики: «В изолированной системе энтропия не уменьшается». Это естественное и необратимое рассеивания энергии.
- Не забываете вы и про футбол. Ваши рисунки разбирают популярные спортивные издания. Какие в планах есть футбольные проекты?
— Футбол, если перефразировать одного немецкого философа, — это рождение трагедии из духа игры. Но любая трагедия должна быть оптимистической. Поэтому более тысячи футбольных рисунков позади. По запросу в Гугле «футбольные карикатуры» нашёл себя на одиннадцатом месте. Мне посчастливилось работать с РФС, московским «Локомотивом», «Тосно», тульским «Арсеналом», с «Зенитом». А с «Ареной Химки» к десятилетию Арены мы создали серию рисунков в социальных сетях по годам с яркими футбольными событиям на стадионе. В планах выйти на англо- и испаноязычную аудиторию. Плюс прожекты, связанные с баскским клубом «Эйбар», чьё официальное сообщество в России возглавляет мой сын Артём.
- Юрий Анатольевич, в конце нашей беседы небольшая просьба: нарисуйте что-нибудь для нашего медиахолдинга.
- С удовольствием!