В руках курганских актёров оживают Петрушки и марионетки

В руках курганских актёров оживают Петрушки и марионетки

Во время самоизоляции двери театров для курганцев закрыты. В эти дни зрители скучают по спектаклям, а актёры по публике. Театр кукол «Гулливер» предлагает в режиме онлайн поближе познакомиться с главными героями спектаклей – куклами.

У каждой куклы в театральном мире есть своё название и многолетняя история. Открыть завесу тайны для зрителей по ту сторону экрана решила актриса театра кукол «Гулливер». 

Знакомство с миром кукол началось с любимого русским народом Петрушки. Этому персонажу около 400 лет. Его легко узнать по красной рубахе, колпаку и широко открытому рту. 

- За что любил народ Петрушку? За его неунывающий озорной нрав. Всех своих врагов и не врагов Петрушка колотил дубинкой и всегда побеждал. Исследователи считают, что Петрушка относится к миру, связанному с душами умерших. Поэтому ему позволительно то, что не позволено человеку, живущему рядом с нами, - рассказала актриса театра кукол «Гулливер» Елена Ефимова. 

Народ даже дал этой кукле имя – Петрушка Иванович Уксусов. Раньше Петрушка был артистом на ярмарках, а затем перешёл с уличных выступлений на профессиональную сцену – в театр кукол. 

- Куклы, подобные петрушке, получили название петрушечных или перчаточных. Они шьются по принципу перчатки. Размер куклы совпадает с размером ладошки. На указательный палец надевается голова куклы, а на 2 соседних пальца её ручки, - добавила актриса. 

Перчаточные куклы повторяют гибкость руки актёра. 

Аристократами кукольного мира считаются марионетки. У этих кукол нитки крепятся к ладоням, плечам, голове, коленям. Может быть до 40 и более нитей. Вверху они закреплены в крестовину. Если потянуть за нужные нити кукла начнёт ходить, танцевать и выполнять другие движения. 

- В древнем Риме очень популярна была марионетка. Изначально её использовали для религиозных представлений. Отсюда и название марионетки. «Марионетт» - в основе лежит слово Мария. Раньше выставлялась большая кукла, изображающая Деву Марию, которая управлялась нитями.Поворачивали куклу направо и налево. Вначале марионетки были очень простыми, - уточнила Елена Ефимова. 

Конструкция марионетки хрупкая, поэтому нужно много работать, чтобы кукла начала слушаться актёра.

В театре есть также тростевые куклы. Актёр управляет куклой с помощью тростей и гапита – так называемого стержня.  Иногда в гапит вставляют дополнительные рычаги, чтобы управлять, допустим, очками куклы, шляпами, хвостом. 

Перчаточные куклы, марионетки, тростевые – все они работают отдельно от актёра. Кукольник спрятан за ширмой или занавеской. В 70-е годы прошлого века произошла революция в театре кукол – актёр вышел из-за ширмы. Появились планшетные куклы, которые находятся рядом с актёром. 

Иногда планшетной куклой управляют 2 актёра. В таком случае у персонажа появляются человеческие руки. Движения кукольников при этом должны быть чёткими и согласованными. 

При работе с некоторыми планшетными куклами нужна спортивная подготовка. 

- С куклой работают 2 или 3 человека. Кукольники должны уметь группироваться. Работать им приходится и лёжа, и сидя, и сложенными в чемодан, - рассказала Елена Ефимова. 

Загадочными можно назвать спектакли теневого театра. В «Гулливере» нет полностью театральных постановок, но есть их элементы. Например, в спектакле про царевну-лягушку с помощью теней кукла лягушки превращается в царевну. 

Для тех, кто сильно скучает по театру кукол, Елена Ефимова предложила создать кукол дома. Например, перчаточных можно сделать из папье-маше и перчаток. Можно даже на кастрюлю надеть пиджак, добавить фантазии и оживить персонажа.

Кристина Мыльникова, служба информации «Область 45». Фото Анны Макаровой
Заметили ошибку? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
Написать комментарий

Читайте также