16 +

Российский малый и средний бизнес боится помощи государства

Российский малый и средний бизнес боится помощи государства

Правительство готовит новый пакет мер помощи малым и средним предприятиям (МСП). Чувство, которое испытывают бизнесмены, "Коммерсант" называет "ужасом": прошлогодняя программа привела к сокращению субъектов МСП на рекордные 600 тыс. По данным опроса PwC, 57% российских предпринимателей готовы в любой момент расстаться со своим делом.

В 2013 году вместо обещанных правительством налоговых послаблений бизнес получил дополнительную обязательную страховку от банкротства работодателя. Вместо 100 млрд руб. из Фонда национального благосостояния (ФНБ) на субсидирование кредитов — рост средней ставки по ссудам. Вместо снижения административного барьера — первое место в мире по числу возбужденных антимонопольных дел и второе — по числу "рейдов на рассвете".
 
Сейчас малому и среднему бизнесу обещают облегчение доступа к госзакупкам, выведение из-под регулирования ФАС, патенты для самозанятых, новые программы по экспортному кредитованию и особые налоговые режимы на востоке страны. 
 
За прошлый год число индивидуальных предпринимателей сократилось более чем на полмиллиона — до 3,51 млн, малых предприятий стало меньше на 4%, на 70 тыс. сократилось число занятых в них. В итоге в конце января министру Улюкаеву даже пришлось рапортовать о невыполнении плана ведомства по поддержке МСП.
 
Исход бизнесменов президент "Опоры России" Александр Бречалов связывает со значительным ростом ставок страховых взносов для индивидуальных предпринимателей (ИП). "В середине года удалось принять закон, восстанавливающий прежний размер взносов для ИП с небольшим доходом (до 300 тыс. руб. в год), после чего темпы снятия ИП с регистрации снизились, но тенденцию пока переломить не удалось. В начале нового года ликвидировались еще 10 тыс.",— рассказал Александр Бречалов "Деньгам".
 
Сейчас ведомство прорабатывает введение патента для самозанятых (садовники, няни, репетиторы, переводчики, сезонные работники и др.). Но похоже, что он будет невостребованным. Всем этим сейчас легко заниматься, не уплачивая налоги, поэтому интерес к новому спецрежиму будет минимальным. Большинство не захочет тратить ни время на визит в налоговую, ни деньги (патент на месяц обойдется в 1 тыс. руб.).
 
В прошлом году финансирование для компаний доступнее не стало. Две наиболее ожидаемые бизнесом инициативы в этой области (создание Федерального гарантийного фонда — ФГФ — и субсидирование ставок за счет Фонда национального благосостояния) так и не реализованы.
Планировалось, что ФГФ займется выдачей гарантий под кредитные обязательства и выставлением контргарантий для работающих региональных фондов. 
 
Директор Фонда содействия кредитованию малого бизнеса Москвы, член рабочей группы по созданию ФГФ Алексей Ермолаев сообщил последние новости: создание фонда выходит на финишную прямую, его объем в 2014 году, вероятнее всего, составит 10 млрд руб. (и 40 млрд в 2015-м), работать он будет прежде всего со средним неторговым бизнесом. Юридические процедуры будут завершены в мае, а первые гарантии организация выдаст к концу года. Ермолаев уверен, что создаваемый механизм деятельности фонда вполне соответствует лучшим мировым практикам. 
 
По данным опроса Института Гайдара, только 18% МСП жалуются на высокие ставки по кредитам, тогда как 62% — на отсутствие залога и недостаточно хорошую отчетность для банков.
"Сейчас у компаний есть три вида отчета о прибыли: очень плохая для налоговой, очень хорошая для банка и настоящая — для себя",— шутят специалисты. До тех пор пока подход к этому вопросу не изменится, на улучшение доступности финансирования для МСП рассчитывать не стоит.
 
У бизнеса есть общее мнение по всем этим вопросам (предприниматели горячо поддерживают любое "разбрасывание денег с вертолетов", будь то расширение доступа к госзаказу или льготные кредиты), но идея Минэкономики вывести малый бизнес из-под контроля Федеральной антимонопольной службы (ФАС) расколола бизнес-организации на два лагеря.
 
Напомним, подготовленная недавно Минэкономики "Концепция первоочередных мер социально-экономического развития" содержит несколько предложений по улучшению условий для ведения бизнеса. Одной из важнейших проблем, мешающих развитию МСП, в документе назван чрезмерный контроль антимонопольных органов. "Потенциал действующей модели антимонопольного регулирования исчерпан, не приводит к развитию конкурентной среды и ограничивает развитие предпринимательства, в первую очередь малого и среднего бизнеса",— отмечается в документе. Чтобы снизить антимонопольное давление на МСП, предложено вывести из-под контроля ФАС малый бизнес (за исключением ценовых сговоров и сговоров на торгах), получать санкцию суда на проведение "рейдов на рассвете" и прекратить преследование компаний за ущемление интересов контрагентов.
 
Мнение бизнеса о реформировании ФАС разделилось. Если Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) и "Деловая Россия" этот вектор последовательно поддерживают, то в "Опоре России" хотят оставить все как есть. 
 
Самое большое внимание ФАС привлекает именно малый бизнес. В РФ действует особый Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке свыше 35% (предприниматели окрестили его "реестром монополистов"). Он был введен в начале 1990-х и сейчас на 65% состоит из малых и средних предприятий, а на 15% — из ликвидированных компаний. Среди самых злостных монополистов в реестре, например, предоставляющий банные услуги ИП Бодраков из Черкесска и его ООО "С легким паром", а также приморская фотомастерская "Луч".
 
В ближайшие годы передача инициатив по поддержке МСП от центра регионам будет продолжена. Уже сегодня работа региональных властей привела к относительно хорошему самочувствию МСП в одних субъектах (Калужская и Ульяновская области, по данным рейтинга "Пульс бизнеса" АСИ и ФОМ) и плохому — в других (республики Карелия и Чувашия). 
 
В планах правительства — опережающее развитие регионов Дальнего Востока и Восточной Сибири, где бизнесменам будут предоставляться налоговые каникулы и обещано стремительное улучшение условий ведения бизнеса. На модернизацию востока страны от государства потребуются делегирование больших полномочий региону и значительные инвестиции. Требуемый объем прикинуть трудно. Полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев оценивает его в 170 млрд руб., а Дмитрий Голубовский из "Деловой России" — в $700 млрд (30% ВВП России).
 
Обещания вроде бы по адресу. По данным "Пульса бизнеса", число желающих заниматься предпринимательством в России выше всего именно на Дальнем Востоке. Однако в экспертной среде нет единого мнения о создании зон опережающего развития. 
 
20.03.2014
Информационное агентство "Росмедиаконсалтинг"

Оставить комментарий


0.13393020629883