Санкции: чем это грозит России и грозит ли?

Санкции: чем это грозит России и грозит ли?

Евросоюз, признавший нелегитимными референдум жителей полуострова и действия наших властей, объявил о санкциях – визовых запретах и замораживании счетов ряда чиновников и парламентариев России и Крыма, а США такие санкции уже ввели. 

Россия ответила симметричными санкциями в отношении американских чиновников. Как эти и другие возможные санкции отразятся на российской экономике? - мнения экспертов собирал портал "Наука и технологии РФ".
 
Алексей Ведев, директор Центра структурных исследований Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара, кандидат экономических наук:
 
– Введение экономических санкций в отношении России вполне реально. Они могут быть следующими: удорожание финансовых ресурсов, прежде всего за счёт снижения кредитных рейтингов, вывод из нашей страны портфельных инвестиций и ограничение прав собственности конкретных граждан, прежде всего чиновников, в США и Евросоюзе. Думаю, этим всё и ограничится.
 
Оборотной стороной санкций может стать принятие российским правительством дополнительных мер по стимулированию развития регионов за счёт расширения местного самоуправления и развития предпринимательства, в результате чего начнут пополняться региональные бюджеты.
Возможен и комплекс мер, связанный с регулированием деятельности естественных монополий – прежде всего через ограничение роста цен, а также за счёт комплекса мер, направленных на стимулирование развития малого и среднего бизнеса. Сегодня такие меры уже обсуждаются в Правительстве РФ, но даже в случае их принятия они будут содействовать поступательному развитию российской экономики не ранее 2015 года.
 
Наталья Иванова, заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений РАН, академик РАН, доктор экономических наук, профессор:
 
– Использование жёстких экономических санкций (например, по образцу санкций против Ирана) считаю маловероятным по трём причинам. Во-первых, весь предшествующий международный опыт использования такой крайней меры в межгосударственных отношениях говорит о её неэффективности. Санкции ухудшают экономическое положение, но не позволяют добиться политических уступок и принципиально изменить позиции «наказываемой» страны.
Во-вторых, первая реакция международного сообщества на крымский референдум и решение о воссоединении России и Крыма далеко не однозначно негативная, как это было в начале обострения ситуации, в условиях принятия решения об использовании вооруженных сил России на территории Украины. Мирные и радостные итоги референдума, ликование в Крыму убеждают многих. Политически сложно на таком фоне доказывать необходимость жёстких действий.
И, в-третьих, «коллективный разум» рынка отреагировал нейтрально положительно – курс рубля в течение трёх дней рос, а это важный синтетический индикатор. 
 
Мамикон Айрапетян, научный руководитель Центра проблем модернизации РАНХиГС при Президенте РФ, доктор экономических наук:
 
– Конечно, они последуют и серьёзно отразятся на состоянии российской экономики, которая и так находится в стагнации. Как компенсировать убытки – вопрос сложный. Решения будут найдены, скорее всего, в мобилизации внутренних резервов. Проблема состоит в длительности переходного периода – видимо, он составит около 3–5 лет, пока удастся восстановить и укрепить экономику России.
 
Александр Широв, заместитель директора Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, заведующий лабораторией анализа и прогнозирования производственного потенциала и межотраслевых взаимодействий, кандидат экономических наук:
 
– Современная Россия составляет примерно 3% мирового ВВП, потребляет около 8% от совокупного экспорта стран ЕС. Ухудшение финансово-экономического положения России неизбежно отразится на доходах крупнейших мировых экономик. Тем не менее, санкции против России возможны, а по мере вероятности введения их можно расположить в следующем порядке:
1) точечные санкции личного характера, либо затрагивающие интересы отдельных групп лиц и компаний. Вероятность их введения близка к 100%, влияние на экономику минимально;
2) санкции, связанные с военным и военно-техническим сотрудничеством. Этот набор мер может носить чувствительный характер для ряда оборонных и высокотехнологичных производств: авиастроения, судостроения, электроники. Мгновенное влияние на российскую экономику может оцениваться как слабое, но увеличивающееся в среднесрочной перспективе;
3) общеэкономические санкции, направленные на сокращение роли России в мировой экономике и энергетике: мероприятия по снижению доходов России от экспорта сырья, увеличение стоимости внешних заимствований, вывод средств с российского рынка. Особенность этой группы санкций состоит в том, что она не может быть задействована немедленно, а требует подготовительной работы и, кроме того, создает дополнительные риски для стран, имеющих развитые торгово-экономические отношения с Россией. Негативное влияние на российскую экономику будет сильным и может измеряться процентами от ВВП.
 
Владимир Громковский, председатель совета директоров ГК «Финематика», председатель инвестиционного комитета Waarde Capital, кандидат экономических наук:
 
– Введение санкций – дело экономического расчёта, опосредованного политическими обстоятельствами, скажем, оценкой ущерба от способности России проводить действительно независимую политику. Поскольку основным источником средств России является экспорт углеводородов и металлов, то и наиболее очевидный способ экономического «удушения» – сокращение экспортных доходов, то есть уменьшение спроса и понижение цен на наши экспортные товары. То и другое – вполне по силам США и Западной Европе, хотя и не дёшево для них. Введение подобных санкций потребует времени, и действие их может быть протяжённым.
Санкции, которые могут быть приняты быстро, – это отказ в визах, арест счетов, запрет сделок между компаниями Запада и России. То же касается и возможности инвестировать в нашу экономику. Вероятно, усилятся ограничения на ввоз в Россию технически сложных изделий, ныне несколько ослабленные по сравнению с советским периодом.
Не исключено принятие мер по дополнительному поощрению переезда наших учёных и инженеров на Запад – для обескровливания нашего инновационного сектора.
Санкции среднесрочной протяжённости – сокращение потребления товаров из России путём замещения их товарами иного происхождения.
Влияние и тех и других санкций будут куда большим, чем кратко- и среднесрочное. Речь идёт об общем замедлении экономического развития в России (темпы которого в последние годы невысоки), в особенности инновационного.
 
Андрей Яковлев, директор Института анализа предприятий и рынков НИУ ВШЭ, кандидат экономических наук:
 
– В вопросе санкций есть большое различие между Евросоюзом и США. Они от нас практически никак не зависят и могут заместить импорт из России поставками из других стран. Между Россией и Евросоюзом – тесная взаимозависимость. Мы закупаем в Европе оборудование и потребительские товары, являясь для неё существенным рынком сбыта. Одновременно Россия – поставщик газа, от которого ряд европейских стран отказаться сразу не может. Поэтому вероятность введения реальных экономических санкций со стороны Европы достаточно низкая, а со стороны США – более высокая. Санкции могут касаться ограничений на закупку российской нефти американскими компаниями или странами-партнёрами США. И это может быть для нас весьма болезненным.
Надо иметь в виду и такой негативный эффект, как сокращение товарооборота с Украиной, которая является одним из крупных покупателей российской продукции. «Подвисают» и те предприятия на Украине, которые контролируются российским бизнесом – наши активы могут заморозить или национализировать.
 
Информационное агентство "Росмедиаконсалтинг"
Заметили ошибку? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
Написать комментарий

Читайте также