Одна из самых ярких пианисток мира выступила на курганской сцене. Как говорят музыканты, она "вдохнула душу" в новый рояль Steinway and sons, подаренный филармонии экс-губернатором.
Элисо Вирсаладзе сыграла произведения Франца Шуберта, Иозефа Гайдна, Роберта Шумана и Ференца Листа. Как и два года назад, в свой первый приезд, она поразила публику совершенством исполнения и своим неподражаемым шармом. На следующий день Элисо Вирсаладзе дала мастер-класс педагогам и ученикам музыкальных школ Курганской области и пообщалась с журналистами.
- Элисо Константиновна, каковы Ваши ощущения от нового рояля?
- Замечательные, рояль изумительный. Я счастлива за Курган, потому что это на самом деле редко бывает, чтобы глава региона понимал, что он должен дать на культуру деньги - это гениально. Я как раз вчера говорила, что культуре надо помогать, потому что она не терпит отлагательств.
- Как именно помогать?
- Первым делом, нельзя закрывать музыкальные школы, то, что сейчас делается по всей России, или объединять их. Школы должны быть и должны быть бесплатными. Потому что если вы будете создавать непосильные условия для родителей, которые не могут платить за учебу - это катастрофа. Пока еще много в России городов, где очень высокий уровень преподавателей музыки, им могли бы позавидовать школы мира. И вот когда у нас есть нечто, чем мы можем гордиться, а мы это убиваем, это меня всегда огорчает. Мы должны все делать для того, чтобы это не ушло. Преподаватели, на которых все держится, не очень молоды уже. А молодежи нет, не потому что она хуже, а потому что ей надо помогать, в том числе материально. Чтобы стипендии были не смехотворные (как один мой студент мне сказал: Вы знаете, меня утвердили, я прошел совет, у меня будет стипендия - 2 тысячи рублей). Я помню, у меня была стипендия, я могла родителям подбросить денег, у меня была Ленинская стипендия. А что делает Япония? У меня там несколько стажеров и ученик на 4-м курсе. 24 тысячи евро они дают в год, государство. Никто не верит тому. И это Япония, которая перенесла жуткие катаклизмы - цунами, землетрясение. И эта страна помогает, считает, что это нужно. А у нас такая богатая страна, и мы своим помогать не хотим.
- Как Вам удается совмещать концертную и педагогическую деятельность?
- Очень сложно, безумно сложно. Я иногда думаю, что этого не надо делать. Я была на втором курсе аспирантуры, когда начала преподавать. В консерватории у меня 16 студентов и в Италии 13. В консерватории у меня есть три ассистента, это мои бывшие ученики, которые мне помогают, а в Италии там нет такой практики. Но там другая система, там больше как мастер-классы.
- Есть ли у Вас любимчики, какими из своих учеников Вы особенно гордитесь?
- Я их всех люблю очень, я никогда не выделяю только по таланту, я выделяю по комплексу человеческих качеств, профессиональных способностей и потенциальных, конечно. Если это все вместе - то это из ряда вон уже. Если студент музыкально одарен средне, но обладает высокими человеческими качествами - не менее ценю таких людей.
- Какие именно человеческие качества Вы выделяете?
- Я думаю, они универсальны: честность, фанатизм в отношении своей профессии, недопустимость компромиссов, когда в первую очередь не спрашивают в 18 лет "а сколько мне заплатят" - вот это и есть качества, которые я очень ценю. На сегодняшний день этот вопрос очень актуален, когда молодые люди идут учиться, естественно они хотят потом иметь семью и содержать ее, и жить в этой профессии, им устроиться (плохое слово) в этой жизни очень сложно.
- Что касается мастер-класса, чья это была идея?
- Моя, я хотела провести его именно в Кургане, потому что я хорошо запомнила свою первую поездку в Курган, меня попросили провести мастер-класс, и я согласилась, и я запомнила очень хорошую атмосферу в школе, очень хорошие были работы, очень хорошие ребята и, мне кажется, очень хорошие педагоги, которые у вас работают.
- Сколько часов в день Вы занимались, когда учились в музыкальной школе?
- Очень мало, вообще не занималась. Во-первых, у меня не было инструмента, моя бабушка занималась со студентами дома. Во-вторых, я стала заниматься в очень солидном возрасте - с восьми лет, сейчас многие начинают в 4-5. Я начала заниматься серьезно, я бы сказала, в 18 лет. Да, я играла концерты, я стала лауреатом международного конкурса в 16 лет, но я мало занималась. Я очень жалею о том, что я мало занималась. Я никогда не говорю об этом моим студентам.
- У Вас был такой период, когда Вам музыки вообще не хотелось?
- Был. Потому я так люблю студентов. Когда вы в ответе перед собой - вы можете делать, что хотите, когда вы в ответе перед студентами, вы не имеете права.
- Как преодолеть пропасть между музыкой классической и широкой аудиторией, которая не всегда музыку понимает, не всегда готова слушать? Как Вы относитесь к семиклассике?
- Если это делается, чтобы приобщить - я не против этого. Смотря зачем и как. Помню время, когда мои коллеги увлекались проектом "Музыканты шутят", в принципе, это неплохо, но если кто-то пойдет впервые именно на этот концерт, то второй раз он снова захочет "Музыканты шутят", ему будет скучно на классическом концерте. Приобщать - можно, развивать, наверно, нужно, но воспитывать надо все-таки на очень качественной музыке, потому что это остается, а облегченный вариант - под вопросом.
- Скажите, из современных знаменитых пианистов чей исполнительский стиль Вам ближе?
- Они все хорошие пианисты, любимы публикой. Я бы сказала так, чтобы меня бы потянуло на их концерт - я не могу сказать. Я знаю каждого из них, они предсказуемы для меня. Мне интересен музыкант, который мне что-то новое скажет. В чем-то я буду учиться у него. Я, например, пойду с удовольствием на традиционный спектакль, потому что то, что сейчас делается в театре, когда все с ног на голову - это безобразие. Если вы возьмете того же самого Чехова, у Чехова так много всего, что он всегда для меня будет новым, это в самом тексте заложено. То же самое в музыке. Музыка настолько глубока, непредсказуема и разнообразна, что мне интересно ее услышать, а не тех, которые ее играют. В чистом виде.
- Время от времени ученые предпринимают попытки послать информацию о планете Земля в космос, если бы Вы выбирали музыкальные произведения для этой миссии, что бы Вы послали?
- К счастью, музыка настолько мнообразна и гениальна, что это надо подумать, что именно. Наверно, что-то одно Бетховена, что-то Баха, что-то одно из Шуберта, Шумана, Шопена, все такое высокое - Прокофьев, Стравинский, очень много Рахманинов. Трудно выбрать.
- Расскажите о Ваших планах?
- У меня концерт в Москве 13-го, потом в Италии, потом в Германии, потом во Франции, потом снова в Италии, в Японии, в Бразилии, в сентябре в Саратове будет тоже презентация нового инструмента. Мои бедные студенты спрашивают "когда Вы приедете". А мои занятия вообще проходят ночью на цифровом пианино, для меня это единственный выход - когда я в Москве, я в консерватории с утра и до ночи занимаюсь со студентами.
Фото Екатерины Сычковой
Татьяна Хильчук, информационное агентство "Росмедиаконсалтинг"
Поделиться:
Заметили ошибку? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
4 комментария
Елена
08.04.2014
Чудесный концерт! Элисо Константиновна лукавит, когда говорит, что мало занималась. Я всю жизнь в музыке, но такая техника мне даже и не снилась. Совершенна!
mezzo
08.04.2014
дай ей бог здоровья и долголетия! пусть и дальше сохраняет великое!
Илья
08.04.2014
так вы напишите, что ей 72! И что в свои 72 Вирсаладзе виртуозно шпарит Мефисто-вальс Листа. На нем молодые пальцы ломают))
Галина
08.04.2014
Спасибо Элисо Константиновне за прекрасную музыку! Спасибо за вдохновение!!!