Как спасти вымирающий вид образования "высшее техническое": блиц от Виктора Кузнецова

Как спасти вымирающий вид образования "высшее техническое": блиц от Виктора Кузнецова

Гость делового портала "Область 45" - ученый и бизнесмен. Декан технологического факультета КГУ недавно защитил докторскую диссертацию, успешно продвигает свои ноу-хау и результативно применяет их на собственном предприятии "Сенсор".

"Мы будем говорить сегодня о развитии технического образования и в меньшей степени о науке", - сходу заявляет Виктор Кузнецов, врываясь в кабинет уверенным шагом мастера спорта. Все заготовленные вопросы разом отпадают, зато появляется масса новых.
 
1. Подготовка перспективного преподавательского состава
 
- Критерии уровня преподавателя в университете простые – индекс цитирования научных статей и количество учебников и учебных пособий с грифами Министерства и учебно-методических объединений, количество публикаций в ведущих научных изданиях. Все научные журналы имеют свой impact factor. Самый высокий имеют журналы по нанотехнологиям, потом физика, химия, новые материалы и технологии… У нас в Кургане нет ни одного издания, которое имело бы высокий impact factor. К примеру, impact factor "Вестника КГУ" близок к нулю. Это зависит от цитируемости издания. У нас в КГУ впервые подвели итоги научной работы сотрудников по индексу цитирования Хирша. Не все результаты совпали с ожиданиями. Я занял третье место.
 
- Поздравляю, а кто на первом?
 
- Спасибо, я еще не так много сделал для науки. На втором - Александр Павлович Кузнецов, он занимается вопросами биологии. На первом – Наталья Павловна Несговорова. Вы знаете, у нас самая активная научная общественность уехала в конце 90-х начале 2000-х из Кургана. Была мощная кафедра деталей машин, она дружно снялась и уехала в Канаду и другие вузы России. Правда, мало кто из них сейчас наукой занимается.
Кстати, недавно КГУ выиграл грант 50 млн рублей по программе "Инженерные кадры Зауралья", в министерстве образования и науки поняли, что в такие промышленные города, как Липецк, Курган, Тула, выпускники федеральных университетов на работу не приедут.
 
2. Обновление лабораторной базы
 
- На что пойдут эти деньги? Чтобы своих специалистов вырастить?
 
- Чтобы мы могли модернизировать учебно-производственную базу, оплачивается создание новых учебных пособий, но нельзя приобретать научное оборудование, только учебное. Кафедра автоматизации производственных процессов уже купила немецкий мехатронный комплекс, на котором учим студентов современным системам автоматизации. Планируем приобрести компьютерные программы, учебные приборы и стенды. Кафедра получила 26 млн рублей на два года. И еще пять кафедр КГУ. Эти деньги нам выделили только при условии софинансирования с предприятиями. Предприятие "Сенсор" выделило 5,2 млн руб. кафедре АПП. Участвуют "Курганстальмост", "Корвет", КМЗ, СКБМ, фирма "Аскон" и др. В итоге мы получим 60 млн на КГУ.
 
- Есть мнение, что науку в России долгое время поддерживала на должном уровне холодная война. Как Вы относитесь к такому предположению? Что нужно, чтобы сейчас стимулировать научную мысль?
 
- Не совсем верно. Просто в один момент появилась возможность зарабатывать большие деньги на перепродажах. Мы же умные люди. Если пацан на этом зарабатывает в 10 раз больше, чем ученый - нет смысла работать. Я могу позволить себе заниматься наукой, потому что у меня есть свое дело, и я трачу деньги на науку. Мне это интересно, и предприятию необходимо для создания новых изделий . Но таких, как я - единицы. Мне повезло, я сумел собрать ребят, которые поверили, и мы развиваемся уже более 20 лет. К сожалению, производства, которые сейчас создаются в Кургане, - это большей частью копирование известной продукции, ничего нового. Конструкторские службы, интеллект - это все дорого стоит.
 
3. Набор качественных абитуриентов на технические факультеты
 
- Почему лучшие ученики из курганских школ не поступают в КГУ?
 
- Тут целый комплекс факторов. Сейчас стали поступать к нам хорошие ребята из районных центров. Я работаю с первым, третьим курсом - люди, у которых есть извилины и желание. А ведь мы набираем на некоторые специальности серых троечников. Только чтобы закрыть прием. Дело в том, что у нас ЕГЭ по физике в школах области сдают в среднем 1000 человек в год, из них всего четверть - выше пятидесяти баллов, то есть на "хорошо" и "отлично". Это катастрофа! Если человек не знает физику - ему не освоить инженерные специальности. Надо писать в министерство, чтобы физику сделали обязательным экзаменом. Вот тогда мы обеспечим условия развития промышленности. И неплохо бы возродить систему станций юных техников и центров молодежного творчества. Надо деньги, которые приходят и распыляются на бизнес-инкубаторы и технопарки, в которых нет идей, потратить на работу квалифицированных специалистов с детьми. Дети должны полюбить технику, поработать с ней руками и головой.
 
- Когда идет речь о том, почему у нас бакалавриат, а не специалитет, то ответ здесь - потому что уровень педагогов и студентов соответствующий?
 
- Нет. У нас есть магистратура, мы можем ребят еще два года магистратуры специально учить под задачи какого-то предприятия - даже не пять, а шесть лет получится. Дальше, кто хочет - аспирантура. Это нормальная система! По новому российскому законодательству для подготовки специалистов по целевым программам можно задействовать возможности нескольких вузов, включая стажировки, курсы, решение практических задач. Новосибирские университеты уже используют эту возможность. Для КГУ сотрудничество с более крупными вузами по подготовке магистров было бы хорошим выходом.
 
- И многие хотят в магистратуру?
 
- Пока не очень хотят. В магистратуру надо идти под конкретные заказы предприятий, к конкретному научному руководителю, с  интересной темой, чтобы была возможность развить эту тему и зарабатывать деньги - сейчас ведь ребята очень просто на все смотрят. А если предприятие не заинтересовано, то студент работает по минимуму. Все специалисты, как правило, заняты. Сейчас, конечно, благодаря тому, что есть система платных заочников, некоторые преподаватели хорошо зарабатывают. Но они же не совершенствуются, не занимаются наукой. И у нас неэффективная аспирантура. Есть аспиранты, которые бросают готовую диссертацию, не защитившись - нет стимула к реализации своей работы. Если раньше после защиты можно было получить квартиру - был стимул учиться в аспирантуре.
 
- То есть науку надо материально стимулировать?
 
- Обязательно! И стимулировать молодежь. Хотя бы комнату и прописку на период учебы в магистратуре и аспирантуре. В этот период учебы уже семьи появляются. Элементарные вещи. 
 
4. Создание филиалов выпускающих технических кафедр и научных лабораторий на предприятиях области
 
- Есть ли у Вас план, как спасти техническое образование, а по большому счету, и промышленность Зауралья?
 
- Планов масса. Технологический факультет работает в этом направлении. Мы взаимодействуем с несколькими предприятиями. Прежде всего это далматовский "Старт", "Курганспецарматура", "Сенсор", "Корвет" и др. Проводится защита дипломных проектов на предприятиях, стараемся, чтобы темы были реальными. Три кафедры факультета участвуют в проекте "Инженерные кадры Зауралья". В мае мы проведем конференцию, куда пригласим ведущих специалистов предприятий, чтобы поделиться успехами, показать оборудование, которое приобрели, покажем, кого мы можем готовить.
Раньше, в советское время, все предприятия стремились выпускать новую продукцию, содержали конструкторские отделы, технологические, и студенты когда попадали туда на практику, то окунались в этот процесс, приносили материалы на дипломный проект.
 
- Виктор Павлович, как не потерять выученные кадры в промежутке между окончанием вуза и устройством на работу?
 
- Во всем мире этот вопрос решен. Все студенты должны после второго курса обязательно заключить контракт с преприятиями. Предприятия должны сидеть  в вузе и отбирать ребят. Некоторые считают "они и сами придут", ну что же, пусть приходят. У нас сейчас по личной протекции людей на предприятия берут. Наши предприятия закупают станки и другое технологическое оборудование, но нужно еще создавать новый конкурентоспособный продукт. Проблема сейчас в подготовке людей, которые называются конструкторами. Чтобы создать новые изделия, нужны талантливые люди. Это большая задача. У меня острое понимание того, что нужна модель развития регионального вуза во взаимосвязи с предприятиями. Сейчас нет даже обсуждения, каким должен быть главный региональный вуз Зауралья.
Я патриот, я родился в Кургане, я столько лет проработал, я хочу что-то сделать. Но я буду делать так, как я могу. Вопреки всему. Потому что я люблю детей, люблю с ним работать, горжусь своими выпускниками. Кто ко мне в кружки ходили - Галиаскаров, Бабяк Володя - таких сотня, кто прошел через мое сердце, они уже тогда были перспективными. Вот это говорит о том, что я прожил не зря. Вот это мой реальный вклад в промышленность Зауралья!
 
На фото: мехатронный комплекс компании Festo - единственный в области. Это оборудование для обучения - симбиоз высокоточной механики, пневматики, электроники и микропроцессорных систем управления. 
Татьяна Хильчук, информационное агентство "Росмедиаконсалтинг"
Заметили ошибку? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
11 комментариев
Семен
24.04.2014
Очень радостно читать такие материалы о грамотных и активных людях!
Вера Михайловна Столярова
24.04.2014
Какая обязательная физика? Всю статистику школам испортите! Они же отчитываются об итогах ЕГЭ, а физику еще никому толком не удалось сдать. Естественно, выпускников отговаривают сдавать ЕГЭ, по которым результат непредсказуем. Прекрасно понимаю педагогов. Ваши предложения, Виктор Павлович, станут реальными только после того, как изменится система образования во всей стране. Попробуйте докричаться до минобра. Только вот, смотрю, Вы кричать-то не намерены. А жаль. Так все и останется.
Олеся
24.04.2014
Кузнецов-промышленник, ученый, преподаватель! И все у него получается, все удается! Продолжайте в том же духе, Виктор Палыч!
Физик
24.04.2014
Возьмите на «Сенсор»
Читатель
24.04.2014
Можно же физику не для всех, а кто собирается идти на технологические факультеты, работать с техникой, наукой и т.д. Думаете, обязательный английский статистику школам не запорит?
Ольга Казаретина
24.04.2014
Учёный, бизнесмен, руководитель, человек с активной жизненной позицией, очень много уделяет внимания воспитанию молодёжи.
Побольше бы таких людей!
Очень рада, что знакома с ним!
zauralec
24.04.2014
Очень поддерживаю и точно знаю, что большинство промышленников подпишутся под каждым словом. Надеюсь, что руководство области и КГУ услышат здравые идеи В.П. Кузнецова.
Критик
24.04.2014
Статья ни о чем. Вот я такой хороший, а у всех остальных индекс цитирования — нуль. И стоит сделать физику обязательной, как внезапно все ее будут знать — да это просто смешно! Вы что-нибудь слыхали про мотивацию или нет? Знания получают не из стремления сдать экзамен. У нас получать знания не модно, невыгодно, непрестижно. А когда доцент получает 15 тыс. руб, при этом ведет по 4-5 пар в день, то в свободное от занятий и от подготовки время (глубокой ночью) он просто мечтает написать статью в высокоцитируемые журналы, чтобы доказать, что он действительно достоин вести занятия среди студентов, которые читают по слогам и не знают математику в объеме 7 классов.
Критику
24.04.2014
Как я с вами согласна! Все плохие, а я Д'Артаньян. И физику сдавайте в школах. Кому это нужно? Престиж у КГУ отсутствует, поэтому толковые ребята уезжают. Остаются хилые троечники, которые отчисляются в первые пару лет. Дак работайте со школами, но не со всеми, а профильно с талантливыми ребятами. Мотивируйте, зовите! Но всех под одну гребенку не надо грести
Рева Сергей, Курган
25.04.2014
Технарей с 5-6 класса нужно начинать «вести к вершинам знаний точных наук», сдавать ЕГЭ по физике, тем более повышенной сложности, действительно не всем школьникам по силам, и тут не только в таланте дело — все таки эта наука требует определенного склада ума (гуманитариев не стоит мучить). А так, в общем и целом, Виктор Палыч прекрасно знает о чем говорит и говорит правильно. Его идея производства современного инструмента в Кургане — это верное направление, возможно даже лучшая идея Зауралья за последнее время… в стране сейчас ни оснастки, ни конкурентоспособного оборудования (не только в промышленности) как правило НЕ ПРОИЗВОДЯТ! Наверное, в этом самый главный «провал» нашей экономики: технология всегда побеждает мастерство… Даже учебные образцы японские((( Удачи, Сенсор!
Педагог
12.10.2014
Педагогика это, — Пед интиситут.
Написать комментарий

Читайте также