О 36-м Московском международном кинофестивале и проблемах российской киноиндустрии читайте в сегодняшнем блоге искусствоведа Любови Кочариной.
- В последние несколько лет документальный кинематограф перебивает художественные фильмы. В художественном кино режиссер создает образы, подключает свое воображение, мастерство актёров. А документальные фильмы, ещё чёрно-белые, были построены только на фактах, которые порой не нуждались в проверке. Сейчас документальное кино очень смело конкурирует с сюжетным. Режиссеры-документалисты активно используют принцип «реалити-шоу». Они обращаются к реальным людям, но на базе конкретных фактов выстраивают свои реальности. Документалисты почти не используют актёрское мастерство.
Московский кинофестиваль – международный, и для меня это как путешествие по земному шару. К сожалению, фестивальные фильмы очень сложно вытащить для русского зрителя. А наши прокатные организации нацелены на американское кино. Я постоянно завидую французам, у них существует квота – не более 15% зарубежных фильмов на телевидении.
На фестивале были представлены 23 программы. Кроме этого, еще и основной конкурс, который включает в себя художественный фильм, документальное и короткометражное кино. После каждого просмотра проходит пресс-конференция. Бешеный ритм, море эмоций и открытий.
Мне понравился фильм «О лошадях и людях» режиссёра Бенедикта Эрлингссона. Людские судьбы представлены глазами лошадей. У них тоже есть и темперамент, и индивидуальность. Фильм о «лошадином» в людях и о «человеческом» в лошадях.
На фестивале есть замечательная традиция: мы аплодируем во время просмотра фильма. Фестивальная публика именно этим и отличается, и за это я её люблю. Она живая, внимательная, иногда даже искушенная. Видно, что люди приходят не первый раз на фестиваль.
Хочется отметить еще корейский фильм «Из породы пернатых» режиссера Сина Ёнсика. Сюжет - смесь мифов, легенд и элементов фантастики. В последнее время фильмы с Востока лидируют. Восточное кино – молодое. В нём вечный поиск, своя философия.
Израиль представил фильмы о войне.
Сюжеты некоторых фильмов были по-настоящему жестокими и жесткими. Порой закрадывался вопрос: «Почему режиссер захотел снимать именно такую жестокость?». Но был один легкий и добрый французский фильм «Круговерть». Снят по-французски, с хорошим чувством меры, но шедевром его назвать нельзя.
Главная роскошь фестиваля – уникальная возможность сразу после просмотра фильма поговорить с теми, кто его создавал.
- А какие проблемы, на ваш взгляд, у современного российского кино?
- Современному российскому кино надо как-то отвоевать себе экран. И, к сожалению, исчезло детское кино. А оно, в первую очередь, должно быть крупнобюджетным. В нашем государстве проблемы культуры не считаются первостепенными. Финансирование сокращается с каждым годом. А вот если попросить нынешних школьников составить рейтинг своих любимых писателей русской классики, то думаю, результаты нас очень огорчат.