Врачи отделения травматологии и ортопедии Российской детской клинической больницы (РДКБ) при университете им. Н.И. Пирогова в Москве 7 часов оперировали подростка с тяжёлой деформацией позвоночника. Сложность и длительность операции были обусловлены редким генетическим заболеванием пациента - синдромом Протея.
13-летний Мурат давно наблюдается в Российской детской клинической больнице (РДКБ) у многочисленных специалистов из-за редкого генетического заболевания - синдрома Протея.
- Оно проявляется в виде гипертрофических разрастаний различных тканей организма. У Мурата произошли такие разрастания мягких тканей спины и лица, существенно деформировался лицевой скелет и позвоночник, - рассказывает хирург-вертебролог, кандидат медицинских наук Андрей Пантелеев.
Терапия пациента направлена на сдерживание процессов гипертрофических разрастаний.
Около двух лет назад у мальчика стал прогрессировать кифосколиоз - из-за характерного в этом возрасте второго скачка роста. Подросток поступил в лечебное учреждение с уже существенным искривлением позвоночника.
— Кифотическая деформация грудного отдела составляла более 100 градусов, а сколиотическая — более 90 градусов в грудном и поясничном отделах. Отмечались нарушения походки, а совокупность этих и других проблем пациента, связанных с основным диагнозом, сильно влияла на его качество жизни, - отмечает врач.
Хирургическое вмешательство длилось более семи часов и было осложнено тяжелым состоянием и редкостью диагноза пациента. Деформация грудного отделения позвоночника с изгибом к задней части составляла более 110 градусов, а S-образное комбинированное искривление с двумя дугами — по 90 градусов в грудном и поясничном отделах.
После всех оперативных манипуляций хирургам удалось добиться «адекватной мобилизации позвоночника в области искривления».
— Основой вмешательства стала стандартная методика. Дорсальным (спинным) доступом врачи установили транспедикулярные винты (через ножки дуг в тела позвонков), затем при помощи специальных правящих маневров постепенно привели деформацию в оптимальное положение и зафиксировали стержнями. Установленная металлоконструкция получилась достаточно протяжённой: от третьего грудного (Т3) по четвертый поясничный (L4) позвонок. Хирурги постарались сохранить подвижность двух сегментов в нижнепоясничном отделе, чтобы уменьшить степень ограниченности физических возможностей пациента в будущем, — сообщает пресс-служба РНИМУ имени Н.И. Пирогова Минздрава России.
После операции Мурат достаточно быстро восстановился. Конечно, конструкция в какой-то степени ограничивает подвижность позвоночника и мальчик не может сгибаться.
- Но как показывает обширный клинический опыт — данная проблема не влияет на качество жизни пациентов существенным образом. Мурат сможет заниматься спортом, кататься на велосипеде, - отмечает Андрей Пантелеев.