Владимир Шамара: "Мы имеем привилегию думать"

Владимир Шамара: "Мы имеем привилегию думать"

ОАО "Специальное конструкторское бюро машиностроения" исполнилось 60 лет. Накануне Дня танкиста мы встретились с конструктором, который принимал участие в разработке знаменитых моделей БМП, первым заместителем гендиректора "СКБМ" Владимиром Шамарой.

- Владимир Николаевич, сотрудники конструкторского бюро поговаривают, что даже если шпионам удастся достать чертежи курганских военных машин, они все равно не смогут их создать. Это шутка или действительно так?
 
- Наверное, можно так сказать. По готовым чертежам машину сделать сложно, потому что многие вещи скрыты в технологиях, что-то в умениях людей, которые создают машины. И вы знаете, мы сталкиваемся с тем, что некоторые составляющие заказываем в разных местах на конкурентной основе. Например, 10 лет работали с одним и вдруг находим конкурента. И этот конкурент, имея документацию, зачастую не может сделать это изделие, либо делает его с большими проблемами, со множеством отказов, ему нужны годы на то, чтобы освоить изделие. Даже у нас на заводе: поменялись рабочие, и начинаются проблемы. Дело все-таки в технологии, руках и головах. 
 
- То есть наши военные машины действительно уникальный продукт, который сложно воссоздать?
 
- Это вообще типично для сложной техники. Трудно наладить производство сразу, чтобы продукция выходила с хорошими параметрами надежности. 
 
- А были попытки?
 
- Были попытки вмешаться в конструкцию машины, а вы знаете, что мы поставляем БМП в разные страны мира, но это был печальный опыт. И, к примеру, в Арабских Эмиратах принято решение на уровне военных без разработчика, то есть нас, никаких модернизаций больше не проводить. Потому что они довели машину до того, что она потеряла свои свойства. И сейчас там ведется очередная модернизация под нашим авторством. Наши специалисты оснащают машины дополнительными системами.
 
- Интеллектуальная монополия на БМП?
 
- Есть такое.
 
- 60 лет. За это время даже один человек делает многое, а тем более коллектив профессионалов. Скажите, чем особенно гордится СКБМ, что сделано выдающегося за годы работы?
 
- Пик КБ был достигнут на разработке БМП-3. На ней установлен необычный комплекс вооружений. Ее даже не сразу идентифицировали. Кто-то принимал за танк, кто-то вообще не понимал, что это. Три ствола, причем, калибр 100 мм в сочетании с 30-миллиметровой пушкой на боевой машине пехоты - такое сочетание не повторено ни в одной армии мира. На сегодня машина признана везде, ее покупают, но в России пока она не до конца оценена. Будущее этой машины еще только предстоит, причем, на российских полях. В нее заложен такой потенциал, что армия еще только дорастает до этой машины. Несмотря на то, что наши конструктора идут вперед, разрабатывают новое поколение машин, жизнь БМП-3 далеко не закончена.
 
- А современные разработки - БМД, "Курганец", о котором много слышим, но пока его еще никто не видел, что в них нового, в чем шаг вперед по сравнению с БМП-3?
 
- Никакую технику не допустят к разработке, если ты не докажешь, что она в чем-то превосходит предыдущую. Должно быть движение вперед. Если БМД-4 много вобрала в себя технических решений, сделанных для БМП-3, то "Курганец" - это совершенно новая машина.
 
- В какой стадии находится работа над "Курганцем"?
 
- Сейчас существуют опытные образцы. В последующие годы этой машине предстоят все стадии становления, которые в свое время прошли БМП-2 и БМП-3. К сожалению, мы отстаем от запланированных сроков, потому как машина сложная, не все происходит так быстро, как хотелось бы. Но приведу пример: Германия разработала новую БМП Puma за 11,5 лет. Это ни долго, ни коротко. Это средний срок. Мы долго не занимались базовыми машинами, почти 20 лет, назрела необходимость в этом. И сейчас сроки для нас поставлены сжатые. Надо наверстывать, мир не ждал нас. 
 
- Сколько вы работаете над "Курганцем"?
 
- Мы получили тактико-техническое задание и контракт в августе 2011 года. 
 
- До сроков Германии еще далеко, но тем не менее, есть желание показать эту машину уже на Параде 9 Мая в Москве?
 
- Это архисложная задача. Конструкторские работы еще не закончены. А выйти на площадь - это очень ответственно. Мы сейчас прикладываем к решению этой задачи много усилий. Есть указание, и мы хотим его выполнить.
 
- Вы сказали, машина абсолютно новая, а в чем именно новизна?
 
- Боевая машина - это огневая мощь, подвижность и защита. По всем этим составляющим заложен существенный рост.
 
- Недавно закончились испытания на Черном море, как показали себя наши машины?
 
- Для нас десантное направление относительно новое, мы начали им заниматься в 2007 году. Тогда мы скрестили боевую машину пехоты и боевую машину десанта и создали более надежную, на наш взгляд, машину. Унификация систем имеет большую ценность как для производства, так и для эксплуатации в армии. Мы создали БМД и бронетранспортер для ВДВ. Две новых машины проходят государственные испытания. Испытания мы закончим уже в этом году. Параллельно завод выполняет контракт по производству этих машин. Это подтверждает, что они востребованы. И с производством этих машин существенно связано будущее завода. Испытания проходят в самых разных регионах. Пробеговые на полигоне "Кубинка", в Рязани, на море, испытания по воздействию оружия массового поражения, термокамеры - весь комплекс испытаний проходит машина, прежде чем ей дадут путевку в жизнь, а это выражается в присвоении документации определенной литеры серийного производства. Но, как я уже сказал, сегодня события развиваются так, что производство военной техники опережает опытно-конструкторские работы. Кроме того, БМД-4М, БТР-МДМ - эти десантные машины безусловно будут представлены на параде.
 
- 10 лет назад я была в СКБМ в прошлый раз. О гособоронзаказе речи не шло, в основном вспоминали былые времена и выдающихся конструкторов. И вот заказ на военную технику не только вернулся на предприятие, но и растет год от года. Что изменилось для "Курганмашзавода" и для СКБМ, с какими проблемами столкнулись в связи с этим?
 
- Проблем больше у завода. Резко возросло количество машин в производстве. Это требует восстановления и развития коллектива. Машина - это не только чертежи и детали, это еще и руки. Если раньше завод сокращал работников, то сейчас наращивает их численность. Что отрадно, сегодня завод имеет контракт с российской армией. На СКБМ это тоже отражается. То, что завод начинает выпуск машин ранее, чем закончились конструкторские работы, требует от конструкторов очень пристального и активного сопровождения производства. Документация сырая, а машины должны быть приемлемыми для военных. Конструкторам приходится очень оперативно реагировать на проблемы, которые возникают в производстве. Да и вообще, количество модификаций машин и самих машин увеличивается, работы прибавилось.
- Сейчас вся промышленность России по понятным причинам испытывает кадровый голод. Стали ли конструктора штучным товаром?
 
- Да. Конструктора находятся даже в худших условиях, чем все специальности. Нам вообще еще везет, что рядом КГУ, и там нашу специальность выращивают. И мы сами в этом участвуем - в преподавании, привлекаем студентов на практику, предлагаем работу, в расчете,что после окончания университета они останутся у нас. Но время такое, что если из пяти студентов получится два конструктора, которые останутся у нас работать - это хороший урожай. Не в почете такой труд. Закрытое предприятие, сейчас хоть и режим не такой строгий, как в советское время, но люди ищут более свободные места. Здесь работа под контролем, молодые люди тяжело к этому привыкают. В связи с этим коллектив существенно постарел, средний возраст - 45 лет. Если сравнивать с другими КБ, то это еще хорошо. Нужно признать, что ведущую роль и сейчас играют те, кто создавал БМП-2 и 3, этим людям уже за шестьдесят. Поколение сорокалетних отсутствует. Это существенный пробел, но если сейчас над этим не работать, то мы его никогда не получим.
- Как набираете кадры?
 
- Сейчас действуем по нескольким направлениям. Первое - квотирование, мы заявляемся и в наш университет, и в челябинский, и в Тулу. Обсуждаем создание филиала кафедры на базе СКБМ. КГУ борется за крупный грант. На эти деньги можно было бы привлекать преподавателей со стороны, специалистов с предприятий. Помещение, компьютеры мы найдем, а привлечение специалистов в качестве преподавателей было бы чрезвычайно полезно. Эти лекции и студентам, и нам, и преподавателям КГУ полезно послушать. Ведь многих специалистов, которые нам нужны, сегодня КГУ не готовит, их готовит жизнь. Опыт создания филиала кафедры на базе КБ есть уже в Нижнем Тагиле. Думаю, и мы к этому подойдем.
 
- Владимир Николаевич, сколько Вы сами работаете на предприятии?
 
- Больше 40 лет.
 
- Сейчас для молодежи не типично работать на одном месте так долго. Что Вас привлекает в работе конструктора, что особенного в этой специальности?
 
- Я не одинок в той мысли, что конструкторская работа - это работа, которая отличается от многих. День не похож на день, час не похож на час, год на год. Человечество в режиме повтора работает на 80 или 90%. А конструктора относятся к той редкой специальности, которая все время идет вперед. Несчастные охранники, несчастные станочники! Человечество разделилось на тех, кто раз за разом быстро и качественно повторяет одно и то же, и тех, кто имеет привилегию думать. Конструкторская работа - это элитное занятие! Это здорово!
 
- Я поздравляю Вас еще раз с юбилеем предприятия и спасибо Вам огромное за интервью!
Татьяна Хильчук, информационное агентство "Росмедиаконсалтинг"
Заметили ошибку? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
6 комментариев
БМП
18.09.2014
Ух! Наша боевая и конструкторская мощь! С юбилеем и Днем танкиста!
zauralec
18.09.2014
Очень хорошо для Кургана, если СКБМ снова начнет блистать инженерной мыслью. Удачи вам!
Bony
18.09.2014
ОАО КМЗ и СКБМ и другие его составляющие — это такой завод, где в первую очередь самым ценным являются люди, которые работают там, уже который раз убеждаюсь, что сколько бы ни сгибали этот завод, разворовывая и губя, его спасают те люди, которые на нем трудятся. Они как сталь, как несгибаемое дерево, которое вот-вот вроде даст трещину, и потом появляется надежда, и это дерево выпрямляется и становится еще могучее, крепче и сильнее
Дмитрий
18.09.2014
Эх, не цените вы специалистов…
«Инженер-конструктор ОАО СКБМ — Курган — Зарплата: 10 000 руб. — 15 000 руб.»
Не постоянный читатель
11.10.2014
Думать не привилегия, — а талант. Гитлер тоже думал о привилегиях.

Это похоже на число «666».
Ирина Хлынова (Лузина)
06.08.2017
Удачи вам друзья и коллеги! У вас все получится! Всегда получалось!!!
Написать комментарий

Читайте также