С начала года нефть подешевела более чем на треть, а бензин на заправках за тот же срок подорожал на 8–11%.
А с 2015 года, когда изменится налогообложение нефтяной отрасли, подорожание бензина только ускорится, прогнозируют эксперты.
В нынешнем году цены на нефть и бензин пошли разнонаправленно: с начала года нефть марки Urals подешевела на 37%: с января по сентябрь – на 5%, а с конца сентября – еще на 30,5%. За это время цены на бензин в России только росли: по данным Thomson Reuters Kortes, средняя розничная цена Аи-92 увеличилась на 11,2% – с 29,44 руб./л до 32,74 руб./л, а Аи-95 – на 8,6% (с 32,54 руб./л до 35,35 руб./л), пишет РБК.
Как отмечает руководитель управления ФАС Дмитрий Махонин, нет прямой зависимости между ценами на нефть и стоимостью нефтепродуктов в России.
На цену бензина влияют налоговые изменения и баланс спроса и предложения, указывает он. В цене бензина около 40% занимают налоги, отмечает директор по развитию бизнеса агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов.
Основные налоги взимаются на этапе добычи нефти, а не переработки и рознице, поэтому не очень корректно включать их в цену бензина, замечает директор Московского нефтегазового центра E&Y Денис Борисов.
Ситуация с оптовыми ценами на бензин обратная – с третьей декады октября автомобильное топливо стремительно дешевеет. Но это связано с сезонным увеличением предложения (заводы вышли с ремонта), говорит директор по развитию Argus Media Михаил Перфилов.
По данным агентства, к концу ноября котировки оптовых партий АИ-92 на уфимских НПЗ упали более чем на 15% (это около 6 тыс. руб.), до 33 350 руб./т. Это вызвано с сезонным профицитом на рынке бензина, говорит Перфилов.
- В это время года заканчиваются ремонтные работы на большинстве крупных НПЗ, из-за этого предложение на рынке возрастает, а цена падает, – объясняет он.
В этом году участники рынка крайне удивлены скоростью падения, это происходит из-за аномально низкого спроса на железнодорожные партии, – добавил эксперт.
По его словам, ситуация должна исправиться в первой половине декабря, когда потребители начнут выкупать январские объемы. Но цена на российских АЗС в большей степени зависит именно от налогов, а не от цены на нефть, говорит директор «Инфотэк» Наталья Шуляр.
По прогнозу ФАС, до конца года цена на бензин вряд ли изменится. В некоторых субъектах РФ, где высока доля переработки, цена на будет чуть меньше, а на Дальнем Востоке и Восточной Сибири возможен небольшой рост.
В результате налогового маневра, который заключается в снижении экспортной пошлины при росте НДПИ, с начала 2015 года экспортная пошлина снизится примерно на $100–110, а значит, у компаний появятся
дополнительные стимулы увеличивать экспорт бензина и тем самым сокращать предложение на внутреннем рынке, предупреждает Турукалов. Разработчики налогового маневра из Минфина открыто прогнозируют рост цены на 3 руб. на литр, соглашается Махонин, это сознательное решение правительства.
Дальнейшее подорожание цен на бензин будет причиной для инфляции, замечает Махонин из ФАС. По его словам, служба уже сейчас активно отслеживает ситуацию с экспортом, в том числе экспортные тендеры «Роснефти». Если будет рост экспорта нефтепродуктов, это будет означать не что иное, как изъятие товара с рынка, ФАС придется возбуждать антимонопольные дела, предупреждает Махонин. Он надеется, что компании будут более тщательно относиться к вопросам насыщения рынка топливом.
А вот нефтяные компании не исключат снижения цен на бензин. Ключевыми факторами формирования цены на нефтепродукты являются отпускные цены на НПЗ и биржевые продажи, говорит представитель «Роснефти».
Представитель «Башнефти» отказался от комментариев. Представители ЛУКОЙЛа и «Газпром нефти» не ответили на запрос издания.
В Кургане за период с 25 ноября по 1 декабря 2014 года изменения цен на нефтепродукты не отмечено. По информации Курганстата, по сравнению с концом декабря 2013 года, уровень цен на бензин марки А–76 (АИ–80) поднялся на 14,6%, АИ–92 (АИ–93) – на 14,5%, АИ–95 и выше – на 13,5%, дизельное топливо – на 5,2%.