Реформа обращения с отходами I и II классов идет активными темпами. Уже два года «единым окном» для всех участников рынка является предприятие Госкорпорации «Росатом» Федеральный экологический оператор, а все операции с отходами I и II классов осуществляются на базе цифровой платформы ФГИС ОПВК. Каких результатов удалось достигнуть на текущий момент, и каким образом в на первый взгляд исключительно b2b историю вовлекаются жители в нашем материале.
Напомним, причиной реформирования порядка работы с отходами I и II классов стало отсутствие контроля за их образованием, транспортировкой и утилизацией. К отходам I и II классов относятся промышленные и автомобильные свинцово-кислотные аккумуляторы, отработанные растворы кислот, щелочей, гальваношламы, отходы химического и нефтехимического производства, а также всем знакомые батарейки. При неправильном обращении, данные отходы могут нанести окружающей среде колоссальный ущерб.
Для формирования эффективной и безопасной системы обращения с отходами I и II классов необходимо решить несколько задач. Во-первых, важно четко понимать, где, сколько и каких отходов образуется, как они транспортируются и утилизируются. Каждый этап должен быть максимально прозрачным. Для этого разработана Федеральная государственная информационная система учета и контроля за обращением с отходами I и II классов (ФГИС ОПВК). С 1 марта 2022 года работа в этой системе стала обязательной для всех участников рынка обращения с данными отходами. На настоящий момент в системе работает более 100 тысяч пользователей из порядка 56 тысяч организаций - юридических лиц и ИП. Из этого числа во ФГИС ОПВК зарегистрировано более 2 тысяч операторов по транспортированию и около 200 организаций, осуществляющих обезвреживание и утилизацию отходов I и II классов. Все операции по работе с данными отходами перешли на цифровые рельсы. Весь документооборот осуществляется онлайн в режиме реального времени. Администрирует ФГИС ОПВК Федеральный экологический оператор. Он оказывает комплексную услугу, включающую сбор, транспортировку, обезвреживание, обработку и утилизацию отходов через систему ФГИС ОПВК. Рынку дали возможность в течении двух лет привыкнуть к новым правилам, но с 1 марта 2024 года за непредоставление или нарушение правил предоставления информации во ФГИС ОПВК введены штрафы.
Новый порядок позволяет отходообразователям самостоятельно утилизировать свои отходы при наличии собственных мощностей. Если такой опции нет, отходообразователь заключает договор с ФГУП «ФЭО», а тот в свою очередь осуществляет комплексное взаимодействие с отходами: сбор, транспортировку, обработку и утилизацию. Тариф фиксированный и не зависит от объема и местоположения отходов, что позволяет всем юридическим лицам находиться в одинаковых условиях. Федеральный оператор обеспечивает качество и своевременность оказания услуг.
Для удобства работы в системе ФГИС ОПВК в июне этого года Федеральный экологический оператор запустил профильный портал. В нем сосредоточена вся информация, необходимая для обращения с опасными отходами. Для юридических лиц на портале размещены актуальные нормативно-правовые акты, регулирующие отрасль по обращению с отходами I и II классов опасности, есть возможность задать вопрос онлайн чат-боту или специалисту технической поддержки. Находясь в постоянном диалоге с отходообразователями, транспортировщиками и переработчиками отходов, федеральный оператор инициирует необходимые изменения нормативно-правовой базы, ведет активную информационно-разъяснительную работу с организациями, совершенствует уровень сервиса.
Для физических лиц грамотное обращение с отходами I и II классов не менее актуально, чем для юридических. В связи с этим на портале доступна публичная карта пунктов приёма отходов от населения, где каждый житель может найти специально оборудованные места для сбора образующихся в быту отходов I и II классов, откуда они будут направлены специальным компаниям на обезвреживание или утилизацию.
Важной задачей Федерального экологического оператора является и технологический аудит компаний, которые сегодня имеют лицензии на обращение с отходами I и II классов. Результаты аудита демонстрируют, что есть организации, которые, например, не имеют необходимого оборудования для обезвреживания или утилизации отходов или оно в ненадлежащем состоянии. Поэтому еще одной важной задачей является создание базовой инфраструктуры для работы с отходами I и II классов – сети высокотехнологичных производств – экотехнопарков в семи регионах страны. Создаваемая инфраструктура обеспечит эффективную и безопасную переработку широкого профиля отходов и покроет существующий дефицит таких мощностей. Один из экотехнопарков создается в Курганской области.
Примечательно, что новые производства оборудуют преимущественно отечественными технологиями, что вносит существенный вклад в обеспечение технологического суверенитета страны.
Новая система призвана обеспечить учет и контроль отходов, исключить мошеннические схемы, а также позволит использовать технологии, которые могут извлечь из отходов полезные компоненты и вернуть их в промышленность согласно принципам экономики замкнутого цикла.