Исполняется 50 лет с начала строительства Байкало-Амурской магистрали. Накануне в Курганском областном краеведческом музее открылась выставка, которая посвящена одной из великих строек советского периода.
Эта стройка была сродни переселению народов. Чтобы соединить железной дорогой Дальний Восток и Москву, на другой конец страны ехали комсомольцы со всего Советского Союза. Сегодня документов той эпохи осталось не так уж и много. Специально для этой выставки сотрудники Курганского госархива предоставили материалы, на их взгляд, самые содержательные.
- Та же комсомольская путёвка, как она выглядела? Или Почётная грамота? - говорит главный архивист сектора формирования фондов Государственного архива социально-политической истории Курганской области Елена Свищёва. - Вот даже если мы с вами посмотрим по спискам, кто направлялся на ударную стройку на строительство БАМа, это не только инженеры, это не только шофёры, но это и монтажники, и плотники, и каменщики, и воспитатели детских садов и повара в столовой.
Это второй совместный проект музея и госархива. Выставка получилась камерной. Музейщики объясняют: среди курганцев БАМовцев было не так много. В областном центре шли свои комсомольские стройки: возводились новые заводы, строился КНИИКОТ, ныне известный как Илизаровский центр. В основном от Курганской области ехали на БАМ комсомольцы Шадринска, Далматова, Белозерского и других районов.
- Конечно, выставка не такая масштабная, как она того заслуживает, так как наших материалов пока недостаточно. Но надеемся, что будут проводиться сборы и пополнения будут, в том числе и на эту тему. Строительство БАМа - это действительно эпохально, важно и интересно, - рассказывает специалист отдела истории Курганской области Курганского областного краеведческого музея Ярослав Климов.
Исследователи говорят: эта масштабная стройка задумывалась ещё в царской России в середине XIX века. Планировалось освоить новые территории.
- Были большие попытки, связанные со строительством Транссибирской железной магистрали, затем в 20-е - 30-е годы проводились попытки. И в итоге смогли вот в 70-е - 80-е годы, - говорит специалист Курганского областного краеведческого музея Ярослав Климов.
В строительстве Байкало-Амурской железной дороги принимали участие не только целые предприятия. Помогали комсомольцам и пионеры.
- Была операция «Пионерские рельсы - БАМу» и вся пионерия и страны, и г. Кургана участвовала участвовала в сборе металлического лома. И целые колонны на площадь города Кургана, от площади к Арматурному заводу, которому мы благодарны, - делится ответственный секретарь Курганского городского Совета ветеранов Екатерина Матвеева.
Курганские пионеры подсчитывали не только количество собранного металлолома, но и метры рельсов, которые должны были стать частью Байкало-Амурской магистрали.
- Стройка эта живёт, продолжается. И новые поколения молодёжи, всё-таки она молодёжная стройка, вносят вклад в то, чтобы поезда по БАМу пошли, - говорит ответственный секретарь Курганского городского Совета ветеранов Екатерина Матвеева.
Познакомиться с документами стройки века в краеведческом музее можно будет до конца сентября.