Сегодня, 30 июля, - Всемирный день вышивки. Праздник мастерицы начали отмечать 13 лет назад. Среди курганцев много тех, кто увлекается этим древним видом рукоделия.
- Тематика абсолютно разная. Были сюжетные картинки. Например, здесь у нас, - показывает экспонаты сотрудник музея Ольга Писаревских.
Вышитые саше, носовые платки и даже веера XIX века хранятся в Курганском доме-музее декабристов. И хотя Елизавета Нарышкина не увлекалась этим рукоделием, но обойтись без красиво украшенных вещей всё же не могла.
- Для Елизаветы Петровны Анна Ивановна Каноницына башмачки даже вышила, чтобы было приятно дома ходить, - говорит сотрудник Курганского дома-музея декабристов Ольга Писаревских. - Дворянки проводили многие часы за вышивкой. Это была прямая обязанность, отказаться нельзя было, поэтому увлекались, соответственно, время проводили за такими занятиями.
Дамы вышивали бисером, или, как его называли, стеклярусом. Наши далёкие пра-пра-пра-бабки предпочитали французский, как более качественный. Он, кстати, сохранил свой цвет спустя столетия.
- Зачастую такие вышивки дарились и передаривались. Схемы тоже искали везде. Журналы выпускали огромное количество таких схем, и дамы ещё между собой обменивались, - делится Ольга Писаревских.
Нина Дерягина тоже пользуется готовыми схемами для своих вышивок. Говорит, удобно и доступно многим. Работы по технике самые простые - это счётная вышивка крестом. Нина Аркадьевна - в прошлом архитектор, уже 20 лет живёт в Италии, но в Курган приезжает каждый год. И обязательно привозит на родину по три-четыре работы. Вышивок набралось так много, что они перестали вмещаться в квартиру. Решила себя порадовать и к своему юбилею в гостиной «Репка» устроила выставку.
- Это как-то стимулирует, чтобы двигаться дальше, и просто мне нравится. Не скажу, как итальянцы говорят, пасса темпо, т. е. время ты не теряешь даром, а что-то делаешь, занят, - говорит мастерица из Италии Нина Дерябина.
День начинается вышивкой и ею же заканчивается, - рассказывает Нина Аркадьевна. А в перерыве - работа и домашние дела.
- Особенно вот это вот вышивала долго. Цвета когда рядом, оттенки просто разные, труднее вышивать, можешь спутаться, можешь переделывать, - признаётся вышивальщица.
Самое дорогое в вышивке - это время, - подтверждает и другая мастерица. Иголкой и нитками Любовь Абрамовская рисует горы, леса, небо... К нему, кстати, раньше вышивальщица боялась подступиться. Но справилась.
- Нужно какое-то спокойствие. Говорят, нервы успокаивает. У меня нервы не успокаивает. Мне надо, когда я спокойная, я нормально всё подбираю и шью. Так как нитка очень тоненькая, то она ещё и рвётся, когда в нервах-то, да, - признаётся вышивальщица Любовь Абрамовская.
Живописной вышивкой Абрамовская увлеклась в начале девяностых. И отточила до филигранного мастерства. Мельчайшие стежки на её пейзажах практически не заметны. Секрет - в тончайших шёлковых нитях.
- Потом постепенно уже нитку тоньше, тоньше, хотелось, чтобы стыков-то не было видно, чтобы акварель шла, - делится вышивальщица Любовь Абрамовская.
Как смешиваются нитки в вышитых пейзажах, удивляет даже искусствоведов.
Шали, платки, полотенца... Прикладной вышивкой занимаются многие, а вот художественной - единицы.
- У нас в Кургане очень много мастериц, которые занимаются вышивкой. Благодаря вот этим студиям, которые у нас здесь работали. И достаточно долго и много воспитали мастеров. Это студия «Славянский дом Карандаевой», это студия «Кудесница» Душкиной Галины Сергеевны, - рассказывает искусствовед Ирина Гордиевских.
Она говорит, выставка Нины Дерябиной вдохновила многих рукодельниц. Возможно, следующий вернисаж в «Репке» вновь будет посвящён древнему рукоделию.