Курганская театр-студия «Контекст» готовит к премьере постановку о судьбе 15-летней еврейской девочки. «Дневник Анны Франк» выпустили миллионными тиражами и перевели на разные языки.
«Дневник Анны Франк» буквально перевернул сознание людей, когда появился в печати в послевоенном 47-м. И почти сразу стал бестселлером. История маленькой еврейской девочки-подростка, которая вместе с семьёй скрывалась от нацистов в тесном бункере, царапнула сердце и режиссёра спектакля Карины Султановой. Будучи студенткой театрального вуза, она попробовала написать свою версию постановки.
- Я открываю эту инсценировку и понимаю, что ничего из того, что было написано, я взять не могу. Просто совершенно уже не согласна с собой предыдущей. И всё писалось с нуля. Конечно, я старалась быть точной к оригиналу, - рассказывает режиссёр спектакля «Дневник Анны Франк» Карина Султанова.
Тема настолько сложна, что Карина до сих пор задаёт себе вопрос, как она решилась на эту работу.
- Очень много придумок и разные жанры внутри, разные подходы. И театр кукол, и театр предмета здесь есть. Какие-то воспоминания и документальный театр здесь сразу же, - говорит Карина Султанова.
Всем участникам постановки от 13 до 15 лет. Столько же было и Анне Франк, когда она погибла в концлагере. Прежде, чем приступить к репетициям, ребята знакомились с историей Второй мировой, рассуждали, что они чувствуют по отношению к своим героям.
- Это было одно из самых тяжёлых таких знакомств, потому что тема, правда, непростая, - говорит исполнительница роли Анны Франк Анастасия Спирина. - Очень становится ясным ощущение тесноты, дискомфорта, тем более Анна - героиня такая достаточно вспыльчивая девочка, ей 13 лет, и для неё вот эта теснота - это невозможно вынести.
Дневник для его хозяйки - подруга, которой Анна дала имя Китти. В спектакле, по задумке режиссёра, дневник оживает и превращается в девочку. Эта героиня связывает тем самым прошлое и настоящее.
- Всё, что чувствовала Анна, мне надо было передать в моём персонаже. Получается, в этом дневнике было записано не только то, что происходило, было записано, как она себя чувствовала, как она ощущала вокруг себя всё то, что происходило, - рассказывает исполнительница роли Китти София Холкина.
Студийцы сами попробовали писать дневник, чтобы понять, как себя чувствовала Анна и её семья.
- Я, конечно, не представляла, что это мой друг, но она жила в замкнутом пространстве, от всех ограждённая, и это был выход из всего того положения, в котором она сейчас оказалась, - делится исполнительница роли Китти София Холкина.
Сложность для юных актёров ещё и в том, что они играют людей гораздо старше себя. Вжиться в образ помогает режиссёр.
- Если мы что-то не понимали, она нам объясняла, поэтому большое спасибо Каре могу сказать. Я ещё не взрослый, я в школу хожу, как-никак, а тут такое постараться отыграть самому бы просто нереально, - признаётся исполнитель роли отца Анны Отто Франка Семёнов Семён.
- Каждый герой этого дневника довольно тяжело проживается, потому что ты знаешь, что этот человек уже умер. И ты должен его так хорошо отыграть, чтобы показать его с наилучшей стороны, а возможно, с той стороны, которая была у него, как тень, - говорит исполнитель роли Германа Ван Даана Кирилл Любителев.
Премьера спектакля «Дневник Анны Франк» намечена на 15 мая. Все показы проходят бесплатно благодаря поддержке Фонда президентских грантов.