В России начала действовать программа льготного автокредитования. Дилеры готовы снижать цены и предлагать скидки

01.04.2015
Авто
В России начала действовать программа льготного автокредитования. Дилеры готовы снижать цены и предлагать скидки

С 1 апреля стартовала новая государственная программа льготного автокредитования. Накануне автопроизводители получили ее окончательные параметры.

В рамках программы Минпромторг будет компенсировать 9,33% банковской ставки (2/3 ключевой ставки ЦБ) по кредиту на покупку автомобиля стоимостью до 1 млн руб. Минимальный платеж — 20%, срок действия кредита — до 36 месяцев. Программа будет действовать до конца года, пишет РБК.

Параллельно 1 апреля начнет работу программа льготного автолизинга. Ее участники получат скидку 10% от стоимости автомобиля, но не более 500 тыс. руб. на одну машину и не более 5 млн руб. на одного лизингополучателя. В целом на обе программы правительство выделит 1,5 млрд руб. и 2 млрд руб. соответственно.

Впервые государство вводило программу льготного автокредитования, чтобы поддержать спрос, во время прошлого кризиса в 2009 году. Последняя такая программа действовала во второй половине 2013 года. Минпромторг тогда компенсировал 75% от ставки рефинансирования Центробанка (8,3%), а стоимость машины не должна была превышать 750 тыс. руб.

Глава ассоциации автодилеров (РОАД) Владимир Моженков не сомневается в успехе программы. По его оценке, ее бюджет будет освоен максимум к концу мая.

1,5 млрд руб. хватит на 25–30 тыс. кредитов, подсчитал аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов. В ближайшее время РОАД предложит правительству выделять на программу не менее 10 млрд руб. на квартал, а порог стоимости автомобиля повысить до 1,25 млн руб. Так дилеры рассчитывают стабилизировать продажи автомобилей, которые по прогнозам в текущем году могут снизиться вдвое.

В новой программе для банков будет действовать ограничение по размеру ставки. Она не должна превышать размер ключевой ставки ЦБ (сейчас — 14%) плюс 10 процентных пунктов. Таким образом, с учетом компенсации от государства максимальная ставка по программе составит 14,67%. В прошлой программе такого ограничения не было, и банки вскоре после ее старта повысили ставки по автокредитам с 12 до 18%, фактически отменив скидку от государства. После этого «программа перестала быть выгодной для покупателя», говорил РБК директор департамента транспортного и специального машиностроения Минпромторга Александр Морозов.

Льготное автокредитование — часть масштабной программы господдержки российского автомобильного бизнеса на 25 млрд руб. Деньги также будут направлены на закупку автотранспорта федеральными органами исполнительной власти (11 млрд руб.), закупку муниципалитетами троллейбусов и трамваев (600 млн руб.), продление госпрограммы утилизации во втором квартале (5 млрд руб.), а также софинансирование закупок газомоторной техники регионами (3 млрд руб).

Еще в прошлом году дилеры просили Минпромторг возобновить программу льготного автокредитования, но на новых условиях — в частности, повысить порог стоимости машины до 1,25 млн руб. Тогда под программу попало бы 40% всего авторынка в стоимостном выражении, говорят топ-менеджеры двух дилеров. В категорию «до 1 млн руб.», уточняют они, попадает только 20% машин. Во время действия первой антикризисной программы льготного автокредитования 2009 года государству уже приходилось повышать максимальную цену покупаемого автомобиля — с 350 тыс. руб. до 600 тыс. руб. после 4 месяцев работы программы в июле 2009 года.

Пока верхняя планка цены не повышена, автопроизводителям, пытающимся любой ценой остановить падение продаж, приходится снижать цены, чтобы попасть под действие программы.

Например, Ford Sollers, чтобы включить в программу еще две модели (пока параметрам соответствует только Focus), с 1 апреля объявит о снижении цен на седан Mondeo нового поколения и внедорожник EcoSport. Стоимость Mondeo будет снижена на 13,1%, до 999 тыс. руб., второй — на 27,3%, до 799 тыс. руб. После снижения цены более 80% комплектаций Ford EcoSport будут доступны к приобретению на льготных условиях, уточнил представитель компании.

Снижение цен может быть оправданным: по оценке Владимира Маженкова, участие в льготной программе повышает продажи модели на 20%.

Другие автопроизводители о новых прайс-листах пока не объявляли. Но, например, Renault завтра обновит условия собственной программы кредитования. По ней, по словам представителя компании, кредит на покупку Duster будет стоить 0% годовых, Logan и Sandero — 6,9%, Fluence и Megan — 7,9%. До сих пор ставка на все модели Renault по собственной программе составляла 9,9%, уточнили в отделе продаж одного из дилеров марки.

Продажи падают так резко, что, чтобы поддержать их, автопроизводители готовы приносить в жертву маржинальность, констатирует гендиректор Auto-Dealer.ru Олег Дацкив. По оценке гендиректора ГК «Рольф» Татьяны Луковецкой, с конца прошлого года цены на автомобили выросли в среднем на 40%, а их продажи, согласно статистике Ассоциации европейского бизнеса, в январе-феврале упали на 32,1% (в 2014 — на 10,3%).

Продажи Ford и Renault снизились еще сильнее — на 70 и 40% соответственно.

Если автомобили будут дорожать и дальше, есть риск, что рынок встанет полностью, добавляет Дацкив. А пока стабилизация курсов валют дает возможность снизить цены, полагает Дацкив. С пиковых значений января курс доллар снизился на 18%, до 58,2 руб., евро — на 22,5%, до 62,5 руб.

Впрочем, Татьяна Луковецкая и директор практики по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли PricewaterhouseCoopers в России Сергей Литвиненко не исключают дальнейшего роста цен на автомобили, так как текущее повышение на 40% полностью не компенсирует потери автопроизводителей от девальвации рубля.

Сейчас до сих пор продаются машины 2014 года выпуска по старым ценам, с апреля начнутся продажи моделей 2015 года по новой стоимости, поясняет Луковецкая.

Информационное агентство "Росмедиаконсалтинг"
Заметили ошибку? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
Написать комментарий

Читайте также