Курс на экономию: россияне переходят на более дешевые товары

Курс на экономию: россияне переходят на более дешевые товары

В марте текущего года индекс потребительских настроений в России снизился сразу на 21 пункт до рекордно низкого за последние пять лет уровня - 74 пункта.

Ниже показатели были только в кризис 2009 года. Тогда индекс составил 68 пунктов.

Исследование, проведенное GfK, показало, что если в прошлый кризис население считало, что он продлится 1-2 года, то сегодня большинство ожидает, что кризис продлится 3-4 года, сообщает «Российская газета».

Как отмечают аналитики, нынешний кризис отразился в первую очередь на благополучных группах потребителей. Так, кризис сильнее ударил по настроениям столичных жителей.

Последние годы потребительский рынок России рос как за счет увеличения объемов потребления, так и за счет перехода на более дорогие товары. Сейчас объемы продаж падают, а в качестве факторов роста объемов рынка (в денежном выражении) осталось только повышение цен.

Председатель Союза потребителей России Петр Шелищ считает, что снижение индекса потребительских настроений связано с изменением цен на товары и доходов населения.

- Цены на товары росли последние 25 лет, но люди не обращали на это внимания, так как их доходы росли быстрее. Сейчас ситуация изменилась: в лучшем случае доходы населения остались на прежнем уровне, в то время как цены выросли. Исправить ситуацию в некотором роде может помощь со стороны государства в виде кредитных бюджетных обязательств - социальных продуктовых карт. Для потребителей с низким уровнем доходов рост цен очень ощутим - 20% таких потребителей тратят половину доходов на продукты питания. Другие 20% - потребители с высоким уровнем дохода - не так остро ощутили изменение цен, но и они замечают, что ценник растет, - отмечает аналитик.

Эксперт убежден, что потребителям сейчас нужно думать не о ценах, а о том, как сохранить свои доходы.

- Многие предприятия сейчас оптимизируют трудовые ресурсы. Происходит это потому, что сокращается спрос на многие товары, в основном непродовольственные, и это бьет по производителям, - говорит Шелищ. - В этом году люди в первую очередь будут тратить деньги на продовольствие, транспорт и связь, а оставшиеся деньги будут распределять рациональнее, чем раньше. Такого ажиотажа, как в конце прошлого года, больше не будет.

По наблюдениям экспертов, на поведение потребителей в ближайшее время будет влиять и поведение предпринимателей.

- Индекс предпринимательской уверенности в розничной торговле снизился до +1% - самого низкого значения за последние пять лет. 2015 год розничная торговля встречает с наихудшими результатами с 2009 года. Розничная торговля находится в сложном положении, прежде всего из-за изменений налоговой политики. У малого бизнеса остается несколько выходов из создавшегося положения: либо повысить цены на продукцию, либо сократить инфраструктуру, либо даже уйти в тень, - рассказал независимый аналитик, руководитель проекта «Инвестиции 101.ру» Руслан Смирнов.

Восстановление рынка потребительских услуг будет зависеть от ряда факторов.

Директор по развитию компании QB Finance Маргарита Горшенева перечислила несколько причин.

- Во-первых, первые два месяца этого года стали рекордными по темпам роста уровня инфляции. При текущих темпах к концу года мы можем увидеть значения на уровне 16%, что при крайне низких темпах роста уровня дохода домохозяйств будет продолжать давить на рынок потребительских услуг. Понятно, что сейчас государство прикладывает все усилия для того, чтобы пессимистичный прогноз по инфляции не оправдался, тем не менее до конца года влияние этого негативного фактора будет подавляющим, - говорит она. - В течение всего 2015 года ключевыми факторами, влияющими на уровень потребления, останутся дорогие кредиты, снижение покупательной способности рубля, дорогой импорт и инфляция. Все это приведет к снижению потребления товаров и услуг. Но пик уже пройден, и по мере восстановления экономики мы увидим и рост активности населения, произойдет это, правда, не ранее 2016 года.

Активность в этом году уже спала в ретейле (в первую очередь в продажах одежды, бытовой и цифровой техники), на рынке новых автомобилей, в туристической индустрии (включая авиаперевозки) и ресторанном бизнесе.

- Проявляется тенденция экономить, люди готовы дальше ездить за продуктами и одеждой, если они где-то дешевле, - отметил руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. - Появляется тенденция держаться за работу, какой бы она ни была, растет производительность на рабочем месте как залог сохранения этого самого рабочего места. Основные надежды в этом году потребитель будет связывать с укреплением рубля и с появлением новых рабочих мест, например создаваемых государством. Считаю, что катастрофического падения уровня жизни не происходит, но излишков в виде двух машин или 20 пар обуви в ближайшее время наблюдаться не будет.

Информационное агентство «Росмедиаконсалтинг»
Заметили ошибку? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
Написать комментарий

Читайте также