Отдых на работе: перекус, соцсети или уборка?

Отдых на работе: перекус, соцсети или уборка?

В статье в Journal of Applied Psychology психологи из Бэйлорского университета объясняют, как правильно отдыхать на работе.

Сложно найти человека, который бы каждый день всё рабочее время работал без перерыва. Обычно мы регулярно на что-то отвлекаемся: то на кофе, то разговор с коллегами, то – что уж там греха таить – на фотографии в социальной сети. Само по себе это не так страшно – постоянная работа утомляет, и чтобы как-то освежить собственное восприятие, дать толчок новым мыслям, нужно позволять себе небольшие «пятиминутки». Но как их лучше распланировать? Следует ли, скажем, делать перерыв на кофе в первой половине дня или во второй? И что лучше делать: просто пить кофе, или совместить его с картинками в Фейсбуке или Вконтакте, или общаться с соседями по офису?

Эмили Хантер и Синди У провели опрос среди служащих в возрасте 22-67 лет на предмет их рабочих перерывов. В течение пяти дней каждый из них должен был фиксировать, когда и как он отвлекался от работы, был ли это перерыв на обед, или просто на разговоры, или на то, чтобы написать личное письмо и т. д. В исследовании участвовали 95 человек, и эпизодов отдыха набралось в итоге около 1 000.

Затем рабочие перерывы с помощью сложного статистического анализа сопоставили с тем, как люди себя чувствовали. В целом эффект можно было описать в терминах восстановления психофизиологических ресурсов – был ли приток новых сил после отдыха, повышалась ли концентрация и мотивация. Оказалось, что привычная схема, когда служащий, не отрываясь, работает всё утро, чтобы в середине дня сделать перерыв на обед, не вполне эффективна. Чем больше времени уделено беспрерывной работе, тем хуже удаётся восстановиться в обед и тем хуже человек чувствует себя после – в том смысле, что концентрация внимания и мотивация у него оказываются меньше, чем если бы он пошёл на перерыв раньше. Иными словами, не нужно стесняться отдыхать в первой половине дня.

С другой стороны, неважно, чем человек занимается во время отдыха, лишь бы это то, что ему хотелось бы делать. То есть если во время перерыва вам хочется не сплетничать с коллегами, а, скажем, привести в порядок офисный шкаф, или рассортировать документы на рабочем столе компьютера – абсолютно несрочная работа, до которой к тому же никогда не доходят руки – то вот именно разгребанием шкафа и следует заняться. Если же принуждать себя к тому, чего делать не хочется (например, «надо поесть» или «надо кофе выпить»), то такой перерыв в смысле восстановления сил, мотивации и т. д. окажется неэффективным. Что до длительности отдыха, то лучше отдыхать несколько раз и по чуть-чуть, чем один раз и долго. Образно говоря, не стоит доводить себя до полного истощения батареек, чтобы потом восстановить весь заряд – лучше в течение дня понемногу восполнять то, что израсходовалось.

Любопытно, что эффект здесь проявлялся не только в психологическом состоянии: усталость в глазах, головные боли и боль в спине чувствовались в течение рабочего дня слабее, если человек делал правильные перерывы. То есть польза тут действительно комплексная, психофизиологическая. Но, разумеется, главное не переборщить: все вышеперечисленные рекомендации – способ повысить эффективность работы, а не уловка для того, чтобы оправдать свою лень.

По материалам сайта «Наука и жизнь».

Информационное агентство "Росмедиаконсалтинг"
Заметили ошибку? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
1 комментарий
ЛенКа
17.09.2015
Игра в футбол, песни и шоколад — это мой вариант отдыха на работе)))
Написать комментарий

Читайте также