Ирина Заева, директор текстильной типографии «Контур», отмечает, что точно подсчитать, какое количество видов продукции и услуг предлагает фирма, невозможно. Они осваивают технологии, а затем уже подстраиваются под потребности заказчиков.
Но начиналось всё не так радужно.
- Ирина, почему Вы выбрали именно это направление в бизнесе?
- Обида, наверное, подтолкнула. Я работала менеджером в подобной фирме, развивала там технологии с нуля. А потом мне сказали, будто бы я что-то не так делаю. Тогда решила заняться собственным бизнесом. Большим спросом у нас пользуется сувенирная продукция: значки, брелоки, календари. Год назад мы вышли на новое производство. Оно совмещает швейную и печатную технологию. У нас в городе заказчики обычно шьют вещи в ателье, а потом относят в рекламную фирму для нанесения логотипа. Мы же предлагаем всё это сразу сделать у нас.
- Можете приблизительно сказать, каким стартовым капиталом надо обладать, чтобы основать текстильную типографию?
- В начале у меня было две с половиной тысячи рублей. По сути дела, у меня не было стартового капитала. Я продавала свои мозги. Занималась дизайном, днями и ночами сидела за этим делом. Потом обращалась за помощью в фонд микрофинансирования – он предоставляет кредит с небольшой процентной ставкой. Прикинула – всего 30 тысяч переплаты. А в банке – целых триста. И я подумала: зачем же брать кредит в банке, дарить кому-то целую машину?
- Как Вы заявили о своей фирме, вкладывали деньги в рекламу?
- Мы пробовали размещать рекламу на телевидении и на радио. Но у нас такой большой перечень услуг, что перечислить их в одном ролике невозможно. Реклама в СМИ не сработала, нужно было придумывать другой способ привлечения клиентов. Перед новым годом мы сделали партию календарей, и развезли их по организациям, бесплатно. О нас узнали, стали звонить, делать заказы.
- У Вас есть круг постоянных заказчиков? Реализуете ли продукцию за пределами нашего региона?
- Мы постоянно сотрудничаем с Тюменью, с нашими молодёжными организациями, студенческими отрядами, детскими лагерями. Им нужна символика, наклейки, форма. Когда был кризис, я говорила, что занимаюсь рекламой, многие удивлялись – кому она нужна сейчас? А получается, что у нас работа хоть и типографская, но всё равно – реклама. У нас постоянно есть дело. Казалось бы, кому нужны зимой футболки? А мы шьём, потому что организации уже заранее готовятся к лету, приходят с заказами. Если в какой-то момент нет спроса на определённую продукцию – изобретаем что-то новое, не бывает такого, что мы просто сидим весь день и пьём чай.
- А претензии со стороны заказчиков когда-нибудь поступали?
- Мы согласовываем нашу работу на каждом этапе производства, постоянно созваниваемся с заказчиками. Но был такой случай, когда была претензия по поводу некачественного нанесения рисунка на футболку. А потом открылась правда этой истории: девушка повезла белые футболки в одной сумке с алкоголем, бутылка разбилась, вещи запачкались. Она их безжалостно прокипятила и постирала в самом «термоядерном» порошке. А потом удивилась – почему это надписи стали тусклые.
- Бывали ли случаи неординарных заказов? Просили клиенты что-нибудь эдакое?
- Желая чего-то оригинального, заказчики обычно просят сделать надписи на вещах. Один мужчина заказал футболки с надписью «Я – динамо», в подарок женщинам на работе. Я бы обиделась, например. Но мы, конечно, никого не переубеждаем. Заказывают и необычную свадебную атрибутику, здесь уже всё зависит от фантазии жениха и невесты.
- С какими проблемами Вы столкнулись, начав собственный бизнес? Были ли трудности с поиском квалифицированных специалистов при подборе персонала?
- Я ожидала от швейного производства чего-то большего. Вот что удивило: у нас в городе учат на швей, закройщиков, а вот найти хорошего работника - не так-то просто. Мы стараемся забирать к себе людей сразу после окончания ими учебных заведений. Пока они не подались работать продавцами, например. Их надо переучить, показать, как надо браться за дело, а как - нет.
- Я смотрю, у Вас в коллективе одни дамы.
- Да, мальчики не приживаются. Хотя были у нас и мужчины-дизайнеры, и мастер печатного производства. Знаете, что интересно? Они приходят и спрашивают: а сколько я буду получать? А мне хочется услышать другой вопрос: а сколько я буду зарабатывать? Никто почему-то не хочет предложить свои идеи. Или работать руками, если идей нет. Я спрашиваю: на какую зарплату вы рассчитываете? Люди говорят: ну, тысяч десять. А я бы хотела, чтобы соискатели приходили и называли суммы тысяч в двадцать пять. Это значит, у человека есть амбиции, он хочет работать и знает, для чего ему эти деньги нужны. А когда говорят, мол, рассчитываю на «десяточку», чтобы как-нибудь прожить – не вариант брать такого человека на работу.
- Бизнес требует огромного количества времени и сил. Каково это женщине - руководить фирмой, при этом успешно «варить борщи» и воспитывать детей?
- Очень сложно. Через неделю после родов я уже вышла на работу. Работаем мы до шести вечера, но ведь мозги не отдыхают – постоянно прикидываешь, где взять материалы, обдумываешь планы. Но такая работа даёт определенную свободу. Я иду в магазин и не задумываюсь, сколько стоит хлеб, потому что знаю, что у меня есть заработок. Не успеваю где-то побывать, но на работу ко мне приходят заказчики и рассказывают о своих проектах, конкурсах. Помогаешь им, проникаешься интересом, и твоя жизнь становится такой же насыщенной. Включаешь телевизор – а там участники соревнований в форме нашего производства, им вручают призы, изготовленные нашей фирмой. Это приятно.
Марина Фёдорова