В России подготовят законопроект, в котором будут скорректированы условия конкурсов по выбору подрядчиков на дорожное строительство.
Документ должен решить комплекс проблем, с которыми столкнулась отрасль: низкое качество строительства и ремонта, а также массовая ликвидация и банкротство подрядных организаций, выполнявших работы, сообщает «Коммерсантъ».
Проблемы дорожного строительства обсуждали на круглом столе ОНФ с участием Минтранса, дорожников и дальнобойщиков. По словам депутата Госдумы Александра Васильева, в последнее время в регионах складывается ситуация, когда контракты на дорожные работы заключаются с фирмами, которые «через пару лет приходится искать, чтобы они вернулись на объекты и выполнили гарантийные обязательства по ремонту».
Член центрального штаба ОНФ Светлана Калинина привела данные мониторинга госзакупок: за полтора года в РФ было расторгнуто всего 6% контрактов на выполнение дорожных работ. Из 48 регионов, где контракты были расторгнуты, лишь в 13 с недобросовестных подрядчиков были взысканы штрафы (на сумму 39,4 млн руб), в 35 субъектах федерации штрафы не применялись.
- Мы призываем чиновников жестко спрашивать с подрядчиков за плохой ремонт дорог,— заявила она.
За последние два года 70% малых предприятий в области строительства (в том числе дорожного) обанкротились, привел данные президент ассоциации дорожных научно-исследовательских организаций РОДОС Олег Скворцов.
- Нормальных организаций, способных качественно сделать работы, у нас много,— отметила вице-президент объединения работодателей в дорожном хозяйстве АСПОР Ольга Малова.— Но контракты, как правило, не продуманы, требования самые высокие, а оплата минимальная. За эти деньги качественно и в срок работать просто невозможно.
В качестве решения были предложены разные сценарии. По мнению члена организации «Дальнобойщик» Игоря Пасынкова, в ходе конкурса должна выбираться организация, которая будет отвечать за ремонт дороги и за ее содержание (сейчас это разные структуры).
- Такие компании, как правило, имеют свою технику, громадный опыт,— говорит он.— При таком подходе дороги будут ходить по семь-десять лет.
Васильев заметил, что возложение всей ответственности за дорогу на одну компанию — это «риск коррупции».
Директор департамента госполитики в области дорожного хозяйства Минтранса России Игорь Костюченко рассказал, что дополнительные требования к подрядчикам во время конкурсов предъявлять сейчас нельзя, это считается ограничением конкуренции, нужно менять закон. При этом, по его словам, к подрядчикам в зависимости от вида работ и категории дороги (строительстве, например, 100-километрового участка магистрали или ремонте несколько городских улиц) должны предъявляться разные требования. Поправки в закон уже готовят.
Осенью, скорее всего, будет подготовлен и внесен в Госдуму законопроект с предложениями Минтранса и экспертов, направленный на решение сложившихся проблем, заявил изданию Александр Васильев.
- Низкий уровень подрядчиков на рынке строительства и ремонта автомобильных дорог — это результат, прежде всего, непрозрачных условий допуска на рынок, в котором основным заказчиком является государство. Для развития отрасли и роста количества добросовестных подрядчиков необходимо обеспечить честные, справедливые и администрируемые условия проведения закупок, чтобы контракты заключались с участниками, предложившими лучшие условия его исполнения, а не с «нужными» заказчику исполнителями,— сообщил замруководителя ФАС Рачик Петросян.
Он отметил, что действующее законодательство уже предусматривает установление дополнительных требований к подрядчикам в зависимости от сложности закупаемых работ: например, для участия в закупках потенциальный подрядчик обязан обладать опытом успешного выполнения аналогичных работ на сумму не менее 20% от цены заключаемого контракта. Кроме того, подрядчики отбираются путем конкурса на электронных аукционах с жесткими требованиями к качеству и квалификации. По словам замруководителя ФАС, идея допуска на рынок подрядчиков не нова и успешно применяется, однако ФАС не может согласиться с наделением заказчиков правом устанавливать неадминистрируемые и субъективные требования, которые «применяются с целью узаконить отказ в допуске к закупкам «ненужных» компаний».