«Куда идешь?». Сергей Муратов

04.04.2018
Блоги
«Куда идешь?». Сергей Муратов

Курганский промышленник Сергей Муратов побывал на Святой горе Афон. Почему он ездит туда много лет подряд и что нового каждый раз для себя открывает – читайте в нашем интервью.

 

На Афоне Муратов побывал уже в седьмой раз. Но говорит: даже если там побываешь в раз семидесятый – все равно откроешь для себя что-то новое, интересное, а вернешься отдохнувшим, несмотря на то, что спишь там по 3 часа в сутки. Рассказывает с таким воодушевлением, что мыслями невольно переносишься туда, на Святую гору и вместе с рассказчиком переживаешь все красоты и духовные ценности Афона. И только сильнее сам хочешь там оказаться.

- А это, кстати, не так просто, - говорит Сергей Муратов. -  Афон находится под государственной охраной. И чтобы попасть туда, недостаточно получить шенгенскую визу и прилететь в Грецию. Необходимо еще получить специальное письменное разрешение на посещение Святой горы Афон, которое называется Диамонитирион.

- А что для этого нужно, Сергей Николаевич?

- Чтобы получить Диамонитирион, нужно заранее согласовать свой въезд с тем монастырем, который тебя принимает. Потом отправляешься в специальный офис паломнической службы и там уже непосредственно перед отправлением получаешь разрешение, в котором четко указаны сроки твоего пребывания и когда ты должен Афон покинуть.

- Путь лежит через море?

- Все так думают, что к Афону подплываешь по морю. Но можно и по суше. У нас в этом году так и случилось. На море был шторм, и, чтобы не терять время, мы решили отправиться в гору на машине. Ехать примерно 4 часа по бездорожью. Вместе с нами также добирались 7 украинцев и трое американцев из Нью-Йорка.

- Это интересно. Три года назад вы мне рассказывали, что с украинцами у вас на Афоне случился конфликт. Сейчас до него не дошло?

- Всё-то вы помните. В 2014 году мы были на Афоне как раз во время крымских событий. И да, с украинцами произошел очень-очень серьезный конфликт. Их было человек 20 тогда, нас четверо. Конфликт погасил владыка. Развел нас в разные стороны. Вроде только три года прошло. Но мы и сейчас думали, что конфликта не миновать. Однако завязался разговор, и я был поражен их доброжелательностью. Украинцы искренне интересовались, как прошли у нас выборы Президента, хорошо и тепло отзывались о Путине, как о сильном руководителе. Сказали так: если у вас не будет Путина, то возникнет такая же ситуация, как у нас. На что я ответил: Россия – не Украина. И наш народ никогда не выберет своим Президентом олигарха, какие бы обещания он не раздавал.

- Давайте все-таки об Афоне дальше продолжим…

- Давайте. Но опять же продолжая украинскую тему, я случайно услышал разговор одного мужчины. В разговоре со старцем он сказал: «Батюшка, вы же знаете, что я государственный чиновник довольно высокого уровня, но мне стыдно говорить, что я из Киева. Вы представляете, что у меня творится в душе там, у себя дома». Так вот рассказав эту историю, я подвожу к той мысли, что Афон – то место, которое объединяет весь православный народ. Здесь нет русских, украинцев, молдаван или еще кого-то, здесь не существует национального вопроса, как в свое время его почти не существовало в Советском Союзе.

На Афоне вообще не чувствуешь никакой национальной разницы. Там ведь много монастырей – и греческий, и болгарский, и румынский. Всего их там 20. И в каждом монастыре еще несколько скитов. И в каждом из них ты просто православный человек. У меня ощущение, что Афон  это православное государство, где понятие национальности отсутствует.

- Приезжающие на Афон живут тоже в монастырях?

- Обязательно. Ты живешь в том монастыре, который тебя принимает, но имеешь возможность по договоренности побывать и заночевать в других монастырях. Я стараюсь каждый год посетить разные монастыри и скиты. Но есть, конечно, и любимое место.

- Как проходит день на Афоне?

- В 3 часа утра начинается служба и длится примерно до 9 утра. Она проходит по монастырскому уставу. Это очень сложно выдержать, скажу честно. Не так, как в обычной церкви, где литургия занимает один час, а вся служба – два. Люди, бывает, стоя засыпают от усталости.

Знаете, что еще интересно. На Афоне везде есть электричество. Но служба идет всегда только при свечах и лампадах. Никакого электрического света! Это придает особенные ощущения вековых нерушимых традиций православия! За все эти годы исчезали государства, появлялись новые, а православная вера более 2000 лет стоит нерушимо, не меняя своих традиций и правил. Именно там понимаешь, что деньги, власть да и сама жизнь - это временно. А вечное – это вера.

Ты находишься наедине с богом. О многом размышляешь… Бывает даже в какой-то момент теряешь связь со службой и погружаешься в свои мысли. Думаешь: правильно ли ты все делаешь? Правильно ли поступаешь? Правильно ли ведешь себя и свои дела? Проще говоря: куда ты идешь?

- Прямо как у Генриха Сенкевича «камо грядеши»…

- Я к этой книге и подвожу. Это, на мой взгляд, замечательная книга, имеющая название на трех языках: Куда идешь – на русском, Quo vadis – на латыни и «Камо грядеши» - на польском. Она ведь является единственной книгой, ради которой сам Папа Римский обратился в нобелевский комитет, о присуждении Сенкевичу Нобелевской премии в области литературы. Это очень сильная книга. На мой взгляд, ее должен прочитать каждый культурный человек. Вообще Великий пост - это как раз время для чтения подобной литературы.

Но я в этот раз с собой взял в дорогу «Униженные и оскорбленные» Достоевского. И не ошибся. Рекомендую до окончания поста прочесть, думаю, она тронет до глубины души каждого человека.

- Сергей Николаевич, а когда на саму гору поднимаешься, какие ощущения испытываешь?

- В этом году нам на саму гору подняться не получилось. Говорю мы, потому что ездил в этом году на Афон вместе с зятьями Федором Теребениным и Юрием Авдаловым, другом детства Алексеем Тимановым и настоятелем нашего храма Порт-Артурской иконы Божией Матери отцом Владимиром.

У нас вообще как-то так получается: один год поднимаемся, один – нет. В этот раз были сложные погодные условия, и батюшка, к которому мы всегда приезжаем, не дал нам благословения. А без благословения подниматься нельзя. Но вообще, по ощущениям от прошлых годов, подняться на гору – это своего рода преодоление. Для каждого человека есть свой Афон. Это красивейшая горная местность, леса. Но это внешне. Внутренняя красота Афона ничуть не менее яркая. И с каждым новым приездом туда ты ощущаешь ее все сильнее. И сам оттуда возвращаешься сильнее и духовно, и физически.

Человек хотя бы раз в год старается съездить в отпуск к морю или поправить здоровье в санатории, но это все телесное. А не только тело нуждается в лечении и отдыхе, но и душа. И лично для меня духовный санаторий – это Афон.

 

Cлужба информации "Область 45". Фото из личного архива Сергея Муратова
Заметили ошибку? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
3 комментария
Игорь
09.04.2018
Вот кроме Муратова вообще больше не оком и нечего писать???? На сайте один Муратов он, что соучредитель Ваш???
Роман
02.07.2018
Сергей Николаевич достойный представитель современного делового мира. Почему бы о нём (про него) не писать?

Редакторы, поправьте слово «Бог» в фразе «Ты находишься наедине с богом. О многом размышляешь… »
орда
08.04.2019
кто на моде
Написать комментарий

Читайте также