ЕГЭ — за и против. Мнения родителей, учеников и психолога
ЕГЭ — за и против. Мнения родителей, учеников и психолога

ЕГЭ, как выпускной экзамен в школе, в этом году отмечает юбилей. К десятилетию единого государственного экзамена в качестве вступительного экзамена в вузы мы собрали мнения сторон.

Курганский детский психолог Елена Падурина — противница ЕГЭ. Свою позицию сформировала на основе практики. Признает, в отличие от традиционного когда-то экзамена при сдаче ЕГЭ уровень нервного напряжения, действительно, выше.

- Уровень стресса здесь гораздо выше, потому что он умножается еще на уровень стресса учителя. Так как единый государственный экзамен – это показатель не только знаний ребенка, но и показатель работы педагога, учителя нагнетают обстановку. Достаточно часто звучат фразы – если вы не сдадите ЕГЭ, то все, жизнь закончена, будете работать дворниками. В общем, ничего вам дальше не светит. Такие фразы учителей детей еще больше вводят в стрессовое состояние. Есть разные случаи. Есть психосоматика, которая открывается на фоне единого государственного экзамена, есть даже смертельные случаи. Не хочу о грустном, но такое тоже бывало. И даже в нашем городе это было, - рассказала Елена Падурина.

Опрос самих учеников показал, что волнуются на ЕГЭ далеко не все. Александр Шалютин говорит, сдавал экзамен спокойно. Может, потому что не планировал поступать в вуз и не зацикливался на баллах.

- Наугад я ничего не писал. Я сдавал интуитивно понятные предметы. Сдавал английский и обществознание. И даже неплохо получилось - 80 баллов по английскому, 70 по обществу, - пояснил Александр Шалютин, студент КГУ. - Я не думаю, что в принципе возможно такие тесты создать, максимально гибкие, максимально глубокие. Но ЕГЭ, по крайней мере, ставит всех в равные условия. Люди из малообеспеченных семей также могут в престижные университеты поступить, если хорошо сдадут ЕГЭ и поступят на бюджет. Это довольно серьезный плюс. У меня есть друг из неполной семьи, поступил в Москву во ВГИК.

Выпускники Курганского университета Александр Мальцев и Дмитрий Окуловский - сторонники сдачи ЕГЭ. Считают, такая форма подготовки позволила  закончить вуз с красным дипломом. А теперь юношей пригласили в военно-инновационный комплекс «ЭРА», что расшифровывается, как элита российской армии, расположен он в Анапе.

- ЕГЭ гораздо лучше. Там строгая система контроля за учениками. Наблюдателей добавили. Ученикам сложнее списать и в итоге приходится полагаться уже на свои знания. Система ЕГЭ все-таки нужна, и она лучше, чем старая система образования, - считает Александр Мальцев, выпускник университета.

- ЕГЭ дает возможность школьнику заранее подготовиться, то есть, проверить свои знания, которые нужны для дальнейшего обучения в университете. Эти знания пригодятся на первых двух курсах обязательно, - сказал Дмитрий Окуловский, выпускник университета.

Тестовая система сдачи ЕГЭ, считает психолог, не раскрывает все возможности ученика.  ЕГЭ – это часть программированного обучения. Оно возникло в 50-е годы 20-го века в США и  показало свою эффективность лишь в узком направлении – в формировании логического мышления у людей. 

- Но жизнь такая штука, в ней все далеко не логично. И поэтому, соответственно, ЕГЭ хорошо сдают только те дети, которые мыслят стандартно и шаблонно. То есть, если за А у нас должно идти Б, если за Б должно идти В. Примерно так вот набираются хорошие баллы. Дети, которых можно отнести к разряду гениальных, понятно, что их не так много, но процентов 20 наберется, таких детей мы можем на стадии ЕГЭ упустить. Потому что им очень сложно мыслить стандартно, - уверена детский психолог Елена Падурина. 

От программированного обучения в США уже отказались. Россия же продолжает увеличивать количество экзаменов обязательных к сдаче. Так в 2020 году прибавится история, а в 2022 г. - английский. В Минприроды хотят сделать обязательной экологию. 

Родители тем временем подстраиваются под требования. Самые находчивые используют интернет. 

- Сейчас есть онлайн школы, где за небольшие деньги ребенка могут серьезно подтянуть по тому или иному предмету, - поделилась опытом Юлия Кочарина, мама студента Уральского архитектурно-художественного университета. - Мы два года назад выбрали  такой вариант подготовки по математике – и это оказалось очень эффективно. Во-первых, дало возможность готовиться у преподавателя из топового вуза, во-вторых, несколько иначе взглянуть на сам предмет и на отношение к ЕГЭ - если в школах для детей сдача экзамена позиционируется как некий стресс и испытание, от итога которого зависит буквально все, то профессура относится к таким вещам намного проще и, даже через видеоуроки это чувствовалось. Этот подход несколько снизил именно психологическую нагрузку на ребенка.

Отменять ЕГЭ ни в коем случае нельзя, считает Юлия Кочарина. Надо совершенствовать и развивать эту систему, делать ее более гибкой. Повышать прозрачность не только самой сдачи экзаменов, но и процесса оценки знаний. 

- Саму систему отменять ни в коем случае нельзя – она дает выпускникам больше шансов, чем предыдущая система поступления в вузы. И, если кому-то удается все-таки эту систему обойти, надо понимать, что это единицы из миллионов, ничтожная доля процента, которая отсеется после первой или второй сессии, а талантливые ребята останутся учиться и получат достойное образование, - уверена Юлия Кочарина.

Негативный момент – другие предметы, по которым детей не готовят к ЕГЭ — проседают. Школьная программа оказывается не усвоена. Багаж знаний в результате ниже, чем был у одиннадцатиклассников 20 лет назад. 

Фото Анны Макаровой, служба информации телекомпании «Область 45»
Заметили ошибку? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
2 комментария
Б.Ш.
18.07.2019
Вопрос сложный. Просто отменять ЕГЭ - встцпительные испытания утонут в коррупции, как это было 20 лет назад. Но и в нынешнем виде оставлять нельзя: и вреда много, и сегодня есть возможность сделать куда лучше. Кому интересно - см. https://trv-science.ru/2018/05/08/ot-ege-vpered-a-ne-nazad/
Гость
18.07.2019
Откуда информация, что ЕГЭ по истории будет обязательным в 2020 году?
Написать комментарий

Читайте также