Из-за роста цен в магазинах граждане России переключили свое внимание с конфликта на Украине на состояние российской экономики.
60% населения уверено, что она находится в рецессии, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на данные исследования компании Nielsen.
Каждый третий россиянин (34%) считает, что страна не выйдет из кризиса в ближайший год. В сложившейся ситуации потребители планируют сокращать хозяйственные расходы: половина россиян готова меньше тратить на развлечения вне дома, 49% — покупать меньше одежды, 46% — экономить на коротких отпусках.
- Экономическая и политическая напряженность в России до начала ноября 2014 года практически не отражалась на настроениях потребителей, но события на валютном рынке в конце года повергли их в шок и подорвали уверенность в собственном будущем,— говорит управляющий директор «Nielsen Восточная Европа» Кириакос Кириаку.
Ажиотажный потребительский спрос в декабре 2014 года позволил частному потреблению за год вырасти на 2,5%, сообщил Росстат. В панике граждане усиленно тратили рублевые и наращивали валютные сбережения.
Но инвестиционный спрос не устоял, упав на 2,5%. В 2015 году капвложения могут рухнуть более чем на 10%, а частный спрос — на 9%, признал глава Минэкономики Алексей Улюкаев — это соответствует сжатию реальных зарплат на 15%.
Покупатель декабря 2014 года по многим показателям стал походить на покупателя кризисных 2008-2009 годов, резюмируют в Nielsen.
Три четверти (78%) респондентов стали более экономными. Треть опрошенных отметила, что их доходы с августа по декабрь снизились, аналогичный показатель аналитики фиксировали в ноябре 2008 года. Также треть россиян призналась, что вынуждена покупать меньше FMCG-товаров, чем в предыдущем квартале. Более 30% предвидят ухудшение качества товаров и ощутимое сокращение ассортимента в магазинах, 60% ожидают дальнейшего значительного роста цен.
В январе уже 91% россиян отмечали, что они или их родственники ощутили на себе повышение цен, таковы данные Synovate Comcon. В начале 2009 года этот показатель составлял 79%.
Опрос компании показал, что 23% жителей городов-миллионников запасаются продуктами питания, бытовой химией и лекарствами, 16% приобрели товары, которые не планировали покупать в ближайшее время (прежде всего бытовую технику, электронику, гаджеты и мебель).