Генеральный директор курганского предприятия ЗАО «Глинки» рассказывает о растущих затратах на производство молочной продукции, что может привести к росту розничной цены на нее.
- В 2014 году у нас на предприятии надой молока составил 8705 кг, - говорит Нэля Андреева. – Но надо понимать, что высокая продуктивность для нас, как и любого другого подобного предприятия, - не самоцель. Главное – экономическая стабильность предприятия. Работа в отрасли животноводства требует постоянных оборотных средств, именно поэтому у нас появился молочный цех, который наряду с основным производством является для нас головной болью. В настоящее время мы ежегодно перерабатываем 8,5 тонн молока. И анализ экономической эффективности производства, проведенный нами, на сегодняшний день неутешительный. В 2014 году затраты на производство килограмма молока составили 20 руб. 30 коп., переработку – 7 руб. 15 коп., доставку – 1 руб. 70 коп. Общая стоимость таким образом составила 29 руб. 20 коп., а с учетом НДС – 32 руб. 10 коп. При этом средняя цена реализации молока в прошлом году зафиксирована на отметке 34 рубля. Другими словами, наша рентабельность составила всего 6%. Столь низкая цифра объясняется, например, высокими затратами на корма, доля которых в себестоимости производства молока составляет до 40%. В частности, цена на жмых в 2014 году увеличилась на 50% - с 9 до 14 тыс. руб. за тонну.
Цены на корма и прочие составляющие продолжают расти и в этом году, но нас-то заранее об этом никто не предупреждает! Например, цена на упокавочные материалы выросла на 30%. Стаканчик, в который мы упаковываем сметану, йогурты и т.д. стоил 1 руб. 80 коп., теперь – 2 руб. 30 коп. Сильно выросли цены на заквасочные материалы – от 20 до 65%. И таких примеров много. Поставщики рост цен на свою продукцию обосновывают курсом евро.
Повлиять на это мы никак не можем, а ту же упаковочную продукцию покупать все равно вынуждены. Не в ладошках же сметану людям приносить! Сейчас в структуре переработки молока эти затраты составляют более 30%. И все наши затраты продолжат расти и в 2015 году. Учитывая нынешнюю динамику роста цен, мы рассчитали, что затраты на производство могут увеличиться на 25%, переработку – на 21%, доставку – на 18%. Себестоимость одного литра молока таким образом достигнет 40 рублей. И для того, чтобы предприятию иметь рентабельность не менее 10% (а это минимум для того, чтобы выживать), отпускная цена должна быть не менее 45 руб. за литр. И это самый оптимистический прогноз, он сбудется если не будет рисков, связанных с инфляцией.
Однако даже при озвученной отпускной цене и рентабельности мы не сможем качественно выполнять задачу импортозамещения. У нас есть и помещения, и квалифицированные кадры, и наличие кормовой базы, но нет финансовых ресурсов. Приведу простой пример: чтобы увеличить поголовье всего лишь на 50 коров, необходимо вложить в это около 10 млн рублей.
Как не допустить роста цен на молочную продукцию и обеспечить финансовое благополучие молочных хозяйств? Выхода вижу два. Первый – увеличить господдержку, не увеличивая при этом отпускной цены в розницу. Пока этого нет. По нашему хозяйству, например, размер субсидий в 2014 году по сравнению с 2013-м не увеличился.
Второй путь – снижение себестоимости и увеличение цены реализации. Но мы не можем резко поднять отпускную цену на молоко, потому что это социально значимы продукт, и цены на него контролируются. Поэтому живем в дефеците финансовых средств, отсюда, кстати, и низкая заработная плата сотрудников. Развивать производство в нынешних условиях также нет никакой возможности.
Считаю, что надо принять ряд конкретных мер для поддержания молочной отрасли. Та же господдержка на приобретение скота, кормов, предоставление льготных кредитов.